Этому отечественному сериалу, на мой взгляд, одному из лучших в истории российского кино, жутко не повезло. Его накрыло "Оттепелью", сериалом Валерия Тодоровского. Сериалы снимались практически одновременно для одного и того же Первого канала. Тема обоих сериалов одна и та же - внутренний мир советского кинематографа. Сюжеты - практически идентичны. Даже одну и ту же роль героини - молоденькой любовницы главного героя в обоих сериалах, играет одна и та же Анна Чиповская.
И закончен этот сериал был раньше "Оттепели", но еще год пролежал в запасниках Первого канал, и не удостоился такой агрессивной и навязчивой рекламной кампании, какая сопровождала сериал "Оттепель", еще до показана назначенный шедевром. Сериал "Оттепель" был показан в декабре 2013 года, завоевал множество призов. А другой сериал вышел через год, в декабре 2014 г., тихо и незаметно, без всякой рекламы, прошел, и так же незаметно исчез. И назывался он "Уходящая натура" или второе название "Бегущая строка." Автор сценария Николай Лырчиков, режиссер Дмитрий Иосифов.
Критика не обратила на него особого внимания, никто шедевром его, в отличие от "Оттепели" не назначал. Только отметили его, якобы, вторичность по сравнению с "Оттепелью", предполагая, что авторы фильма решили по эксплуатировать успех "Оттепели". Хотя "Уходящая натура" была снята раньше.
А фильм на самом деле - шедевр. Это на мой субъективный взгляд. Нет, "Оттепель", конечно, заслуживает внимания, но у меня лично в памяти через столько лет остались - очень красивая гламурно-целлулоидная картинка, одна из героинь второго плана, второй режиссер Регина Марковна в исполнении Нины Дворжецкой с ее "коронным" обращением каждому встречному-поперечному:" Иди в ж...пу!", как лихо Исакова и Чиповская танцуют твист, да еще неплохая, стилизованная под музыку конца 50-х - начала 60-х годов, песенка Константина Меладзе про "оттепель" в исполнении Паулины Андреевой. Все так красивенько и гламурненько... чуть не написал "и закусочка на бугорке".
Не буду тут сравнивать "Оттепель " и "Уходящую натуру". Хотя сюжеты фильмов совпадают до неприличия, это совершенно разные фильмы. "Оттепель" - это такая очередная, очень красивая киносказка на тему советской действительности, не очень хорошо известной достаточно молодым авторам. Если бы авторы фильма не указали время действия - начало 60-х годов, то время действия можно было отнести и к 50-м, и к 60-м, и к 70-м годам. Исторические реалии начала 60-х практически отсутствуют, ну разве что некоторые детали материальной среды в виде костюмов героев. И сюжет достаточно простенький, в принципе очередная гламурная мелодрама, разбавляемая, типа, юмором в лице Регины Марковны с ее: "Иди в ж…пу".
И совсем " это другое" - сериал "Уходящая натура". Здесь каждый найдет для себя свое - тут и любовная, слезоточивая мелодрама, и почти детективная история с попыткой побега советского кинорежиссера за границу, и масса сатиры и юмора на внутреннюю сторону жизни советской т.н. "творческой интеллигенции" в лице киношников и литераторов, а также партийной элиты.
Автор сценария великолепно знает закулисье советского кинематографа, в фильме масса подтекста, аллюзий на реальных исторических лиц и реальные события. Просмотр фильма превращается для любителей советского кино в своеобразную викторину - а кто есть кто из героев, кто же послужил прототипом из реальных лиц, и из какого советского кинофильма вот эта цитата.
Прекрасные диалоги, филигранная игра почти всех исполнителей главных и второстепенных ролей. А самое главное - воссоздана та материальная и духовная среда "ушедшей натуры" конца 70-х, действие фильма происходит зимой и летом 1978 г. В фильме есть все, что бы с удовольствием его посмотреть в первый раз, а потом вернуться, пересматривать и смаковать каждый эпизод. Они почти все маленькие, законченные шедевры.
Основная тема обоих сериалов о том, как советским кинорежиссерам, мастерам искусств не дают снимать за государственный счет то, что им хочется. Творить чистое искусство, экранизировать Чехова, Достоевского и другую классику. А заставляют снимать то, что нужно властям - фильмы про заводы, фабрики, колхозы. И, как это сейчас принято, в таких фильмах должны быть тупые и отсталые умственно партийно-советские руководители, которые мешают творить шедевры, и "кровавая гэбня", пристально следящая за творцами.
А ничего такого и нет. Хотя и есть намеки на карательную психиатрию. Но нет тупых партийцев и кровавых чекистов. Партийцы показаны умными и знающими людьми, которые, правда, живут в отличие от т.н. "мастеров искусств" в своей реальности. И иногда между этими реальностями происходит конфликт, но стороны конфликта, как правило, по обоюдному согласию приходят к компромиссному решению.
Главный герой фильма - кинорежиссер Андрей Юрьевич Звонарев, пару лет назад он снял хороший фильм по Чехову и сейчас в его планах экранизация "Села Степанчикова" по Достоевскому. Но у киноначальства свои планы. Ему предлагают сценарий из колхозной жизни. Автор сценария классик советской литературы. один из литературных вельмож Василий Львович Раззамазов, чуть ли не Карамазов. Вместо Достоевского надо будет снимать фильм о председателе колхоза Степане Никитиче, который никак не может выбрать между своей ровесницей, безнадежно в него влюбленной Клавкой, и соседской девчонкой Райкой. которая тоже в него влюблена, и на 20 лет моложе.
Каждую серию этого небольшого, 8-ми серийного, сериала просто можно цедить по капельке. наслаждаясь и виртуозной игрой, и виртуозным содержанием. Каждая серия так плотно заполнена событиями, что никакого провисания сюжета не происходит. Вот "Оттепель" гораздо лучше бы смотрелась, если бы ее сократили примерно на треть.
А тут уже с первой серии пошли шедевры за шедеврами. Вот сцена в самом начале первой серии в ресторане Дома кино, куда Звонарев приходит со своим другом, знаменитым молодым актером Володей Шмаковым залить горе от того, что его заставили снимать раззамазовскую колхозную эпопею. Горе великое - человеку предложили работу, неограниченный бюджет и в перспективе Госпремию.
И вот такой между ними происходит шедевральный диалог. Володя спрашивает - а что за фильм то будет.
- Значит, две серии решили?
- Два фильма. Эпопея Раззамазова. Герой Соцтруда, депутат Верховного Совета, главный редактор журнала. Все мыслимые и немыслимые премии. Нет только одной - Госпремии РСФСР. Они все это придумали, чтобы ее ему дать.
- Так, значит и нам тоже. Госпремии на дороге не валяются. Во всем надо искать положительные моменты. Какой сюжет?
- Примитивный.
- И хорошо, что примитивный. Мы же для советского зрителя фильмы снимаем. Хорошо, давай угадаю. Скажи только кто главный герой и место действия.
- Герой- фронтовик. Возвращается после войны в родное село...
- И в деревне разруха, народ голодает, его назначают председателем колхоза и наш герой поднимает колхоз в передовики. А потом "шерше ля фам", а она гордая на него не смотрит, хоть он и ее начальник. Но потом все становится на свои места, свадьба, детишки. Так?
- Нет. Он на женщин вообще не смотрит. Не до того, вкалывает. Есть у него одна, не решается признаться. А когда решается, то влюбляется. В другую. На двадцать лет моложе.
- А вот это - открытие! Это же новое слово в советском кино. Мне нравится. И что, в финале женится на молодой?
- Нет. Партком. Райком. И возвращается к той, которая его давно и безнадежно любит.
- Отлично! Знаешь, как женщинам понравится. Народ повалит просто. А мне так вообще подарок. Народного дадут.
- А пока он фронте был, его брат полицаем стал, односельчан вешал. И за это односельчане начинают его преследовать. Гнать из деревни. Во как.
- Это гениально!
Да, как говорил один киногерой:" О, сюжет! Писатель должен проникать глубоко в жизнь!" А ведь действительно - сюжет. И никакой Чехов с Достоевским такого не придумал бы. А вот Петр Проскурин и Евгением Матвеевым придумал. Это же полная аллюзия с "Любовью земной". Актер Володя Шмаков сразу это понял, так как в отличие от Звонарева, который работает за государственный счет для себя, знает, что советскому зрителю нужно. Правда жизни и чтобы женщины-зрительницы плакали в финале фильма. Кстати, и в финале этого сериала, тем, кто не видел его, надо бы запастись платками. Финал этого грустного и веселого фильма жутко трагический и душещипательный, хотя и не такой однозначный, разные зрители по разному его оценивают.
Но тут в ресторане появляется старый друг Звонарева, в дымину пьяный Юра Кузьменко по кличке Кузя. Двадцать лет назад Кузя по сценарию Звонарева снял свой первый фильм. который получил приз в Венеции. Но после первого успеха так и не снял ни одного фильма. Тоже хочет снимать искусство - Платонова, да Булгакова экранизировать. А начальство ему про крепкую советскую рабочую династию сценарии подсовывает. И двадцать лет Кузя ничего не снимает и запойно пьет, как и полагается настоящему русскому интеллигенту.
И тут начинают потихоньку появляться аллюзии на реальных прототипов. Кузя очень похож и на Шпаликова, и на Тарковского. А Звонарев тут проявляется, как Адрон Кончаловский. Пьет Кузя, как Шпаликов, жена актриса, вынуждена содержать его, а творчеством хочет заниматься, как Тарковский, только начальство ему мешает. А Звонарев очень обижен на Кузю за то, что сценарий того знаменитого Кузиного фильма написал он, а вся слава досталась Кузе. Он даже спасибо не сказал. Все как с "Андреем Рублевым" Тарковского, где Кончаловский был автором идеи и основным автором сценария, но вся слава у Тарковского.
И это только начало первой серии. Что там было дальше - во второй части. А там и третья рядом.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.