Найти в Дзене

Самый советский сериал российского кинематографа. А значит - самый лучший. ч 3

Продолжение. Начало тут и тут.

Пока Звонарев со своими женщинами разбирается, жизнь в деревне, где стала на постой киногруппа, течет своим чередом. Знаменитый киноартист Володя Шмаков, сбрив для роли свои усы, остановился в доме колхозников Дениса и Лизы. И вот тут происходит знакомство "творческой интеллигенции" с народом, для которого и она и "творит".

Поклонникам таланта Тимофея Трибунцева, которые не видели этот сериал, смотреть обязательно, так как это одна из лучших его ролей. Простой механизатор Денис, когда трезвый, то человек человеком, но стоит выпить рюмку спиртного, то жена убегает на три дня из дома.

Денис Володю ножом, а Володя его сковородкой в лобешник. Захотел город по-простому поговорить с деревней - получи. В итоге оба в КПЗ на 15 суток попали. И никаких скидок столичной штучке. Все по закону. И это справедливо. Народ и интеллигенция всегда вместе, даже в турме.

А в это время Кузя, которого Звонарев вытащил из психушки , зачислил к себе в группу и увез в деревню, отдыхает от алкоголизма, побрился, помылся, стал на человека походить. Роль у Игоря Скляра очень выигрышная. Надо сыграть неудачника, все еще мнящего себя гением.

Игорь Скляр - это второй выдающийся русский актер в этом фильме. Помогает Сергею Колтакову тянуть эту махину, хотя роль и небольшая. Талантливый человек, не пожелавший приспосабливаться, как Звонарев к обстоятельствам жизни. Не к некоей Системе, нет никакой Системы, а есть именно обстоятельства жизни в данный конкретный момент. Хочешь снимать за государственные деньги то, что хочешь - можно. Но сначала сделай то, что государству надо. Не хочешь - таких "гениев" возле ворот студии толпы стоят. ВГИК конвейером выпускает этих "гениев"

В итоге человек сам себе поломал жизнь. А поломанный и опустившийся становится жертвой безжалостной стервы Аллочки, которую остановить может только пуля или тюремная камера. Что и происходит в финале.

Скляр здесь самыми минимальными актерскими средствами, одними глазами, показывает всю трагедию жизни этого талантливого, но слабовольного человека, который каждый раз попадает под чье-то влияние. И каждый раз его спасает Звонарев.

Колтаков ушел. Хорошо, что у нас есть еще Игорь Скляр, которому подвластна и комедия,и трагедия, и гротеск, и вообще все.

И, наконец, о так называемой партгосноменклатуре. О литературном генерале Раззамазове мы уже написали. Теперь о советских начальниках. Показаны они здесь не идиотами, не тупыми угрюмыми чинушами, не безжалостными монстрами. А просто людьми, которые управляют страной. И если бы они были идиотами, то никакой бы страны и не было, в т.ч. и того советского кинематографа, который только сейчас и можно смотреть. Знали люди свое дело. До того как попасть на свое место, проходили жесточайшую школу жизни с самых низов.

Вот директор  киностудии Николай Тимофеевич Трофимов, бывший генерал МВД.
Вот директор киностудии Николай Тимофеевич Трофимов, бывший генерал МВД.

Прообраз - Николай Трофимович Сизов, генеральный директор "Мосфильма" в 1971-1986 гг., бывший генерал-майор милиции, начальник ГУВД г. Москвы, писатель, автор нескольких романов и повестей. После фильма "Человек на своем месте" он вызвал Меньшова и сказал: "Проси чего хочешь". И тот попросил дать ему постановку фильма. С чего и началась режиссерская биография Меньшова. И разве Меньшов мог изобразить своего благодетеля в виде бездумного чурбана. Нет.

Его Трофимов жесткий, но умный и справедливый человек. Как же ему надоели все эти "гении", которым надо угодить и не обидеть. А сверху партийное начальство, которое к этим "гениям" относится, мягко говоря, критически. Вот и крутись между молотом и наковальней, угождай всем, а на выходе одно из самых лучших в мире советское кино.

А вот это Петр Никифорович, чиновник высшего уровня. Однозначно аллюзия Петра Ниловича Демичева, министра культуры. Играет его белорусский актер и режиссер Вадим Вячеславович Допкюнас.

Петр Никифорович смотрит отснятый материал фильма.
Петр Никифорович смотрит отснятый материал фильма.

Это просто какое-то чудо. Шедевр мирового уровня. Слов нет, одни восхищения, как сыгран этот партноменклатурщик. Его монолог - это просто надо смотреть. Вроде бы решили показать оторванность отдельный высших партруководителей от реальной жизни. А на самом деле у него своя реальная жизнь, а у народа своя. И когда его реальная жизнь станет реальной жизнью народа - вот тогда и наступит коммунизм в его понимании.

И мой самый любимый эпизод в фильме. Звонарева принимают в партию. Во время просмотра Петр Никифорович удивился, что снимает такой важный фильм беспартийный. Его успокоили, что Андрей Юрьевич уже подал заявление в партию, что, конечно, было не так. И пришлось Звонарева по ускоренной схеме, без кандидатского стажа, принимать в члены партии. Он сначала стал заявлять, что не готов морально, но директора студии рявкнул и деваться некуда.

Райком партии.

"Какая у вас общественная нагрузка", - строго спросил  ветеран.
"Какая у вас общественная нагрузка", - строго спросил ветеран.
" Я в дружине. Дружинник я." Это он у себя на студии такой смелый. А тут голову на лавку, хвост под лавку.
" Я в дружине. Дружинник я." Это он у себя на студии такой смелый. А тут голову на лавку, хвост под лавку.

Секретарю райкома все понятно, спустили сверху команду срочно принять этого "небожителя" в партию. Но подколоть этого "гения" он не отказал себе в удовольствии.

" Во как. И где дружините?" Издевается по полной.
" Во как. И где дружините?" Издевается по полной.
"Вокруг киностудии ходим. Охраняем". Все так очень серьезно и ответственно.
"Вокруг киностудии ходим. Охраняем". Все так очень серьезно и ответственно.

И все. Секретарь поздравляет режиссера с принятием в партию. Все как в известном анекдоте про Ваньку, который вчера в г...но вступил, а сегодня в партию.

И теперь уж он член партии и должен картину сдать к маю, а иначе по партийной линии накажут.

" А ты думал- быть коммунистом легко? С нас и спрос другой. Давай, привыкай." Вот ведь попал так попал.
" А ты думал- быть коммунистом легко? С нас и спрос другой. Давай, привыкай." Вот ведь попал так попал.

А фильм потихоньку идет к финалу. И на съёмках картины у Звонарева тоже финал. Картина, кстати, называется "Простое счастье". И нет финала, не то все. А Звонарев снимать уже не может. На него столько навалилось за последние два дня, что уже не выдерживает сердце. Не выдерживает его большое и доброе сердце.

"Нет финала, нету у нас финала. Надо что-то придумывать. Думать надо". И просит Кузю придумать финал, а сам уходит. Навсегда. Он больше не может.
"Нет финала, нету у нас финала. Надо что-то придумывать. Думать надо". И просит Кузю придумать финал, а сам уходит. Навсегда. Он больше не может.

И у авторов сериала финал. И они придумывают такой жесточайший финал, что легкая, веселая мелодрама перерастает просто в трагедию. И ведь режиссер не впадает в слезоточивую пошлость, а проходит по самой-самой кромке, оставляя каждому зрителю право самому решить, чем же там все кончилось Хотя это мое мнение. Кто-то считает, что в финале полный трэш, ад и израиль.

В общем, посмотрите, кто не видел. Я пока писал, дважды его пересмотрел. Впечатления только усиливаются. Прекрасный фильм.

И маленький музыкальный бонус. Музыка Игоря Матвиенко, стихи А. Шаганова, Э. Когана. Исполняет группа "Любэ", "Все зависит от Бога и немного от нас."

Часть первая

Часть вторая

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.