Продолжение. Начало тут.
К главному герою Звонареву, этой выдающейся работе Сергея Колтакова, перейдем позже, а пока о Василии Львовиче Раззамазове. В типично антисоветском российском сериале этот советский литературный генерал и вельможа должен выглядеть бездарным конъюнктурщиком. Подхалимом с власть предержащими и высокомерным хамом с нижестоящими. И именно таким авторы и показывают писателя первоначально. Роль, при всем ее небольшом объеме, чрезвычайно идеологически важна в этом фильме
Пришел режиссер к автору сценария обсудить некоторые вопросы. И не понравился ему Раззамазов. Вот он именно такой, какими он его и представлял. Высокомерный барин, к которому какой-то режиссеришко пожаловал. При том, что сам автор сценария выбрал этого режиссера. А режиссеру хочется немного поправить сценарий. Уж слишком он благополучный, ничего нового - сплошная лакировка и соцреализм.
Нового прогрессивному режиссеру захотелось. Сейчас мы тебе все разъясним. До этого писатель-вельможа разговаривал с творческой обслугой, как бы между делом, подписывая бумажки, а теперь заинтересовался. Даже голову от бумаг оторвал, чтобы внимательнее рассмотреть собеседника.
Плохо читали ,дружок, невнимательно, новизну то и проглядели. Ключевая сцена в райкоме. Главного героя прорабатывают за то, что он бобыль, личного счастья не познал. И эта фраза первого секретаря: "Коммунист просто обязан быть счастливым",- разве не нова? "Коммунист, забывающий себя ради дела - плохой коммунист". Разве не остро? Эта фраза войдет в учебники литературы. Со следующего года. Будем считать, что договорились. Никаких поправок, в сценарии все есть, в т.ч. и новизна.
Ох, умен, мощно умен Василий Львович. Куда Звонареву со своим Чеховым, Достоевским до такого волкодава. Тот его насквозь видит. Прямая аллюзия на популярнейших в то время советских писателей Георгия Маркова и Петра Проскурина. Да и Сергей Владимирович Михалков тут тоже тень отбросил. И ведь, как потом вот эта сцена из первой серии закольцуется в финале фильма с судьбой самого Звонарева. Когда вот эту "новизну" сценария о том, что "коммунист должен быть счастлив", Звонарев по полной ощутит на собственной шкуре.
Да, не прост Василий Львович. Не прост, а потому неожиданнен. Он станет союзником Звонарева. Всячески будет ему помогать. А почему? А в финале есть еще одна встреча Звонарева с Раззамазовым, после совещания в Госкино, где Раззамазов фактически спас Звонарева.
- Василий Львович, спасибо за поддержку. Для меня это было неожиданно.
- Не за что, дружок. А вот что сценарий без меня изменили - это плохо. Взялись за материал - уважайте автора. Автор плохонький, я все про себя знаю, но горжусь тем, что нет на свете человека, который меня бы ненавидел. Критикуют, посмеиваются, вот и вы тоже. Но ненавидящих нет, так как зла никому не делал. Мы ведь фронтовики. И война нас правильно воспитала. Уйдем мы, придете вы и что будет? Думать боюсь... Я это к чему? Не держите фигу в кармане. Снимайте хорошее, добротное советское кино по законам соцреализма, без намеков и подтекстов.
Вот так, просто и мудро, в двух словах, ободрал старый фронтовик все эти фиговые листочки "чистого искусства", которыми прикрывался этот "мастер". И оказались эти листочки примитивными фигами в кармане тому обществу, за счет которого режиссер пытается снять свои фиги. И ведь все понял Звонарев, и поблагодарил старика за разговор. Осталось в нем еще что-то живое.
Так вот о Звонареве в исполнении Сергея Колтакова. Просто трагический образ при всей легкости и непринужденности с которой Колтаков играет эту роль. Это что называется биологический или органический актерский талант. Никакой режиссер ему не нужен.Такому не научишься, таким можно только родится. И как жаль, что мы больше не увидим новых работ этого одного из последних великих русских актеров.
Несчастный, усталый русский интеллигент. Начальство не дает снимать, что он хочет. Чтобы снять Достоевского надо сначала снять про колхоз. Это прямо опять проявляется Андрон Кончаловский, которому приходилось тоже приспосабливаться и снимать эпопею о нефтяниках Западной Сибири.
А какие проблемы во время съемок. Надо следить. чтобы не ушел в запой оператор, за которого он поручился перед дирекцией. То актеры подерутся с деревенскими, то Володю Шмакова посадят на 15 суток, то жена становится в позу и отказывается сниматься. А тут еще и новая любовь.
Запутался в личной жизни. Тут возникает треугольник по типу Пырьев - Ладынина - Марченко. При этом возникает трагикомическая ситуация, когда приходится снимать в одном фильме и вечно подозревающую его в изменах жену-актрису, и молоденькую любовницу, выпускницу "Щуки". Жене не откажешь в роли в своем фильме, а любовнице тем более.
Вот может Мария Шукшина при всей своей сексапильной внешности и не очень сильная актриса, но даже самый бездарный актер хоть раз в жизни, но может сыграть гениально. Самого себя. Вот это тот самый случай.
Нет, в этом фильме Шукшина не бездарность. Абсолютное попадание в образ немолодой актрисы, которую никто уже не снимает, даже муж, к ней давно охладевший. И все что ей остается - это дом и кухня. А время уходит, а она ведь еще вполне ничего и готова к любой роли. Даже доярки Клавы в новом фильме мужа. И постоянные истерики обиженной женщины.
А вот исполнение Анной Чиповской роли молоденькой любовницы выпускницы театрального училища Аллы Гуляевой к удачам отнести нельзя. Таланта не хватило сыграть эту очень интересную роль.
Для Звонарева Алла - очередная легкая интрижка, для Аллы - Звонарев ступенька в карьере. Очень интересный образ. Молоденькая хищница, еще не изжившая детский инфантилизм. Пытается интриговать и манипулировать взрослыми дяденьками, но очень быстро получает по башке. Вплоть до тюремной камеры.
В эту роль много добавили от Елены Прокловой. В 1978 г. будущую малолетнюю жертву сексуальных домогательств, а тогда актрису МХАТА и лауреата премии им. Ленинского комсомола, комсомольское начальство решило сделать молоденькую актрису представителем творческой молодежи на 18 съезде ВЛКСМ. Хотели даже, чтобы она выступила на съезде. Проклова очень старалась, самостоятельно подготовила проблемный доклад. Доклад в ЦК ВЛКСМ прочитали, поулыбались и вручили ей папочку с уже написанным докладом. Но она так и не выступила, но членом ЦК ВЛКСМ ее избрали.
Вот и в фильме молоденькая карьеристка и интриганка Алла тоже избирается на съезд ВЛКСМ, в этом ей пособил другой ее любовник, старичок из ЦК КПСС, и выступает с приветственным словом перед Л.И. Брежневым и членами Политбюро. Правда, не оправдала она из-за легкомысленного своего характера высокого доверия, скатилась на скользкую антисоветскую дорожку.
Нет, не получилась у Чиповской этот очень интересный образ. Не получилось несовместимое. Инфантилизм и холодный расчет интриганки. Инфантилизм есть, а вот интриганка и манипуляторша не получилась. Маловато просто говорить текст и ширко хлопать глазками. Правда, в Уходящей натуре" она не такая кукла Барби, как в "Оттепели". Есть что играть.
И вторая, на мой взгляд, неудача фильма - это Алена Бабенко в роли сельской жительницы Катерины, в которую, бросив и жену и любовницу Аллу, влюбляется Звонарев. Там ведь какая история. Приехала съемочная группа в деревню и режиссер влюбляется с первого взгляда в хозяйку дома, при этом имея шикарную жену и еще более шикарную любовницу. Значит, его новая любовь должна быть чем-то сверхъестественным.
А она и есть такая по сценарию. Родители - польские дворяне, даже не русские, а польские. Уже необычно. Отца расстреляли, мать умерла в ссылке при родах Катерины. Воспитала ее простая сибирская, деревенская женщина. Из той же сибирской деревни увез ее солдат срочной службы Виктор, женившись на ней.
А Катерина и знать не знала о своих голубых кровях. Но вот Звонарев сразу почувствовал, что перед ним или княгиня, или графиня. И влюбился без памяти. Но вот разве это что-то необычное, разве в ней что-то от графини, да еще польской, что-нибудь есть?
Поэтому - не верю. А так все вполне "жизненно", Треугольник Звонарев. Вероника - Алла, превращается в квадрат с добавлением Катерины. И куды же бедному режиссеру податься? Об этом в третьей части.
Пишите комментарии.Ставьте лайки.Подписывайтесь на наш канал.