Какую лодку купить для дальних походов? Делюсь своим опытом и наработками, может кому пригодится.
Суть проблемы и изысканий
Нужно перевозить 800-900 кг включая двигатель, топливо, снаряжение на 300-500 километров. Скорость в 20 км/час приемлема, ведь хочется еще и по сторонам посмотреть, маршрут туристический на неделю-две.
Небольшое видео из очередного путешествия "За золотом в тайгу". Пройдено 400 километров от истока реки Витим до с.Романовка.
Лодка надувная из ПВХ, что в ней не так?
Почти все выбирают стандартные глиссирующие лодки, длина которых не превышает 5 метров, а размер внутреннего пространства удручает: надувные борта съедают всё пространство и остаётся 80-90 см жизненного пространства, длиной 3.5 метра. Для двоих на день-два сгонять на рыбалку достаточно, а если втроём и на пару недель?
Из опыта дальних походов, когда нужно брать 200 литров топлива, экипаж 3-4 человека и снаряжения на пару недель, надувная лодка из ПВХ не очень подходит. Мало в ней места. Знаем, плавали :)
Ниже приведены размеры надувной лодки и аналогичного по длине тримарана. Разница в полезной площади в 2 раза в пользу тримарана.
Двигатель!
Ещё один недостаток надувных лодок, требуется мощный мотор от 30 л.с., а по нынешним временам это 300-400 тысяч руб, как минимум. Для тримарана достаточно двигателя в 5-9 л.с. Пяти сильный моторчик в 3 раза дешевле и прав на управления на него не нужно, сел и поехал.
- Для лодки нужен дорогой и мощный мотор от 30 л.с.
+ Для тримарана достаточно мотора 5-9 л.с. дешевого и лёгкого.
Скорость лодки и тримарана в зависимости от загрузки
Из графика видно, что надувная лодка выигрывает в скорости при небольшой загрузки. Чем больше загрузка, тем меньше скорость, у тримарана это не так критично.
Скорость при загрузки 300-400 кг включая вес двигателя.
+ Надувная лодка 40 км/ч.
- Тримаран 22-25 км/час.
Скорость при загрузки 700-800 кг включая вес двигателя.
- Надувная лодка под двигателем 30 л.с. - 20 км/час. (На глиссер не выходит).
+ Тримаран под двигателем 9 л.с. - 18-20 км/час.
Расход топлива лодки и тримарана
Расход топлива на 1 км пути - это краеугольный камень дальнего похода, а при нынешней стоимости топлива, еще и финансовая составляющая.
Средний расход топлива надувной лодки 0,5-1 литр на 1 км пути в глиссирующем режиме.
У тримарана 0,2 литра на 1 км, что в 2-3-4 раза меньше, чем у лодки. Например, на маршрут 450 км на тримаране у нас ушло меньше 90 литров бензина с загрузкой 700 кг под лодочным мотором 9.9 л.с. 4-х тактным Тахацу. Винт штатный. Средняя скорость 23 км/час. Ходили по Ципе от Баунта до Уя.
Итак, тримаран или лодка?
Надувная лодка хороша для непродолжительных, коротких походов с загрузкой до 500-600 кг. Для дальних походов лодка значительно проигрывает по экономичности, комфорту и грузоподъемности тримарану, который может взять на борт под тонну груза и идти в экономичном режиме 20 км/ч с расходом топлива 0.2 литра на километр.
Характеристики тримарана в видео
За 8 лет прошел на тримаране тысячи километров по Сибирским рекам, Байкалу и Хубсугулу (Монголия). В видео подробный рассказ о тримаране и его характеристиках. Красивые кадры.
Видео тримарана на мелководье под двигателем 4 л.с.
Местные удивлялись - "Как?!! На 4-х сильном моторе вы поднялись в верховье Лены на такой здоровой лодке !!!??? А сколько топлива потратили?"
P.S.
На фотографиях ниже моторно-парусный 12-ти метровый катамаран "Искатель". На нем наша команда прошла от берегов Байкала до Аляски, через половину Сибири, через Берингов пролив в Америку. Баллоны из ПВХ, два подвесных мотора по 25 л.с., палуба жесткая.
Автор Рудольф Кавчик, г.Иркутск
P.S. Извините, тримараны на продажу не делаю. Для желающих построить самому, стоимость будет в 2 раза больше аналогичной по размерам ПВХ лодки, так как рама алюминиевая, транец сварной, да и фанера недешевая. Баллоны из ПВХ 850 г/м2 можно заказать в интернете, их делают многие на любой вкус.