Найти в Дзене
Рудольф Кавчик

Я не глиссирую, я уверенно иду :) Лодка - тримаран для походов. Сделай сам

Оглавление

Какую лодку купить для дальних походов? Делюсь своим опытом и наработками, может кому пригодится.

Суть проблемы и изысканий

Нужно перевозить 800-900 кг включая двигатель, топливо, снаряжение на 300-500 километров. Скорость в 20 км/час приемлема, ведь хочется еще и по сторонам посмотреть, маршрут туристический на неделю-две.

Небольшое видео из очередного путешествия "За золотом в тайгу". Пройдено 400 километров от истока реки Витим до с.Романовка.

Лодка надувная из ПВХ, что в ней не так?

Почти все выбирают стандартные глиссирующие лодки, длина которых не превышает 5 метров, а размер внутреннего пространства удручает: надувные борта съедают всё пространство и остаётся 80-90 см жизненного пространства, длиной 3.5 метра. Для двоих на день-два сгонять на рыбалку достаточно, а если втроём и на пару недель?

Лодка-катамаран "Ратан" 4,2 метра и мой первый тримаран (2016 год). На фото видно, что палуба тримарана на много больше и она жёсткая, удобно стоять и рыбачить.
Лодка-катамаран "Ратан" 4,2 метра и мой первый тримаран (2016 год). На фото видно, что палуба тримарана на много больше и она жёсткая, удобно стоять и рыбачить.

Из опыта дальних походов, когда нужно брать 200 литров топлива, экипаж 3-4 человека и снаряжения на пару недель, надувная лодка из ПВХ не очень подходит. Мало в ней места. Знаем, плавали :)

Ниже приведены размеры надувной лодки и аналогичного по длине тримарана. Разница в полезной площади в 2 раза в пользу тримарана.

Эскиз внутреннего пространство надувной лодки длиной 4,7 метра. Баллоны съедают всё жизненное пространство. Полезная площадь 3.3м2.
Эскиз внутреннего пространство надувной лодки длиной 4,7 метра. Баллоны съедают всё жизненное пространство. Полезная площадь 3.3м2.
Размер тримарана 4.2х2 метра, полезная площадь 8.4м2. Почти в три (3) раза больше по площади, чем у надувной лодки. На такую палубу и палатку можно поставить и самому сидеть с удобством в кресле.
Размер тримарана 4.2х2 метра, полезная площадь 8.4м2. Почти в три (3) раза больше по площади, чем у надувной лодки. На такую палубу и палатку можно поставить и самому сидеть с удобством в кресле.

Двигатель!

Ещё один недостаток надувных лодок, требуется мощный мотор от 30 л.с., а по нынешним временам это 300-400 тысяч руб, как минимум. Для тримарана достаточно двигателя в 5-9 л.с. Пяти сильный моторчик в 3 раза дешевле и прав на управления на него не нужно, сел и поехал.

- Для лодки нужен дорогой и мощный мотор от 30 л.с.
+ Для тримарана достаточно
мотора 5-9 л.с. дешевого и лёгкого.

Скорость лодки и тримарана в зависимости от загрузки

Из графика видно, что надувная лодка выигрывает в скорости при небольшой загрузки. Чем больше загрузка, тем меньше скорость, у тримарана это не так критично.

График скорости от загрузки. Лодка надувная 4.7х2 м - двигатель 30 л.с.. Тримаран 4.2х2 метра - двигатель 9 л.с. Данные из личного опыта. Возможно, у вас другие лодки и немного другие характеристики, но факт один, при загрузки более 600 кг выход на глиссер лодки под небольшим мотором не всегда возможен.
График скорости от загрузки. Лодка надувная 4.7х2 м - двигатель 30 л.с.. Тримаран 4.2х2 метра - двигатель 9 л.с. Данные из личного опыта. Возможно, у вас другие лодки и немного другие характеристики, но факт один, при загрузки более 600 кг выход на глиссер лодки под небольшим мотором не всегда возможен.

Скорость при загрузки 300-400 кг включая вес двигателя.
+ Надувная лодка 40 км/ч.
- Тримаран 22-25 км/час.

Скорость при загрузки 700-800 кг включая вес двигателя.
- Надувная лодка под двигателем 30 л.с. - 20 км/час. (На глиссер не выходит).
+ Тримаран под двигателем 9 л.с. - 18-20 км/час.

Расход топлива лодки и тримарана

Расход топлива на 1 км пути - это краеугольный камень дальнего похода, а при нынешней стоимости топлива, еще и финансовая составляющая.

Средний расход топлива надувной лодки 0,5-1 литр на 1 км пути в глиссирующем режиме.

У тримарана 0,2 литра на 1 км, что в 2-3-4 раза меньше, чем у лодки. Например, на маршрут 450 км на тримаране у нас ушло меньше 90 литров бензина с загрузкой 700 кг под лодочным мотором 9.9 л.с. 4-х тактным Тахацу. Винт штатный. Средняя скорость 23 км/час. Ходили по Ципе от Баунта до Уя.

Глубина всего 20 сантиметров. Заметьте, сидим и любуемся природой, а не от ветра скрываемся за горой вещей. При скорости более 30 км/час нужно ставить ветровое стекло. Фото р.Чанчур.
Глубина всего 20 сантиметров. Заметьте, сидим и любуемся природой, а не от ветра скрываемся за горой вещей. При скорости более 30 км/час нужно ставить ветровое стекло. Фото р.Чанчур.
Удобно путешествовать на тримаране и с жесткой палубы рыбачить. На палубе около 300 литров топлива, снаряжение и 3 человека.
Удобно путешествовать на тримаране и с жесткой палубы рыбачить. На палубе около 300 литров топлива, снаряжение и 3 человека.

Итак, тримаран или лодка?

Надувная лодка хороша для непродолжительных, коротких походов с загрузкой до 500-600 кг. Для дальних походов лодка значительно проигрывает по экономичности, комфорту и грузоподъемности тримарану, который может взять на борт под тонну груза и идти в экономичном режиме 20 км/ч с расходом топлива 0.2 литра на километр.

Характеристики тримарана в видео

За 8 лет прошел на тримаране тысячи километров по Сибирским рекам, Байкалу и Хубсугулу (Монголия). В видео подробный рассказ о тримаране и его характеристиках. Красивые кадры.

Видео тримарана на мелководье под двигателем 4 л.с.

Местные удивлялись - "Как?!! На 4-х сильном моторе вы поднялись в верховье Лены на такой здоровой лодке !!!??? А сколько топлива потратили?"

P.S.
На фотографиях ниже моторно-парусный 12-ти метровый катамаран "Искатель". На нем наша команда прошла от берегов Байкала до Аляски, через половину Сибири, через Берингов пролив в Америку. Баллоны из ПВХ, два подвесных мотора по 25 л.с., палуба жесткая.

"Байкал-Аляска" самое впечатляющее путешествие через всю Сибирь, через Берингов пролив на Аляску.
"Байкал-Аляска" самое впечатляющее путешествие через всю Сибирь, через Берингов пролив на Аляску.
Наш катамаран, комфортный и недорогой.  На нём прошли тысячи километров от берега Байкала на Аляску, по рекам, через северные моря и Берингов пролив. 2017-2020 год.
Наш катамаран, комфортный и недорогой. На нём прошли тысячи километров от берега Байкала на Аляску, по рекам, через северные моря и Берингов пролив. 2017-2020 год.

Автор Рудольф Кавчик, г.Иркутск

P.S. Извините, тримараны на продажу не делаю. Для желающих построить самому, стоимость будет в 2 раза больше аналогичной по размерам ПВХ лодки, так как рама алюминиевая, транец сварной, да и фанера недешевая. Баллоны из ПВХ 850 г/м2 можно заказать в интернете, их делают многие на любой вкус.

Тримаран готов к отправке в Якутию. Путешествия продолжаются. Нас ждут мамонты :)
Тримаран готов к отправке в Якутию. Путешествия продолжаются. Нас ждут мамонты :)