Они не искали себе приключений,
это кони несли их вдаль.
Далеко-далеко, к войне.
(Хорхе Луис Борхес)
Для Аргентины гигантским потрясением стала гибель минного крейсера ARA "Росалес", затонувшего летом 1892 года у Кабо Полонио во время шторма на пути в Испанию на Колумбовские торжества.
На волне патриотического подъема газетами " Ла Насьон " и " Ла Пренса " была проведена общенациональная подписка на сбор средств для замены погибшего корабля.
Подрядчиком была выбрана именитая британская фирма Laird Brothers из Биркенхеда. Часто встречается в качестве места постройки Samuda & Bross из Лондона, но Конвэй и Джейнс это не подтверждают. Проект нового крейсера был увеличенным вариантом последней английской торпедной канонерской лодки типа «Дрияд» Королевского флота. Для улучшения мореходности палуба заменена на плоскую. Цена контракта-87 000 ф.ст.
В 1893 году крейсер был заложен на верфи "Cammel", уже в ноябре 1894 года корабль отправился в Аргентину, куда благополучно прибыл в декабре.
Имя крейсер получил в соответствии с происхождением- «Патрия» (испанское Patria - Отечество, Родина). Как и для других подобных кораблей, у крейсера весьма гибкая система классификации- его именовали и просто крейсером и торпедным крейсером и даже истребителем миноносцев. В отечественных публикациях его иногда вообще бронепалубным крейсером величают, хотя никаких следов бронирования нигде нет.
Строительство большого аргентинского флота происходило тогда в условиях напряженной гонки морских вооружений с соседней Чили. Все 90-е годы обе стороны интенсивно заказывали в Европе броненосцы, броненосные и бронепалубные крейсера. Война к началу 20-го века считалась практически неизбежной.
В составе аргентинского флота к этому времени было 4 броненосных крейсера типа « Пуэйрредон »(итальянские гарибальдийцы), 2 броненосца : « Либертад» и « Индепенденсия», 3 бронепалубных крейсера из Эльзвика : "25 мая" , "9 июля" и "Буэнос-Айрес" , а также легкие силы во главе с крейсером « Патрия» : 4 эсминца типа «Корриентес» от Ярроу
и многочисленные миноносцы в Рио-Сантьяго. В Италии строились еще более мощные гарибальдийцы : броненосные крейсера « Морено» и « Ривадавия».
Гонка вооружений, зашедшая слишком далеко и угрожавшая интересам Великобритании, была прекращена вмешательством Англии. В 1902 году под эгидой Британии Аргентина и Чили сразу обо всем договорились- и о границе в Патагонии и об отказе от строительства новых боевых кораблей ( чилийские два броненосца стали английскими, а два аргентинских броненосных крейсера вскоре станут нам известны как японские "Ниссин" и "Касуга"). По паре самых мощных броненосных кораблей сторон были временно разоружены, во избежание соблазнов. У Аргентины это были два современных броненосных крейсера типа "Гарибальди", у Чили- броненосец "Капитан Прат" и броненосный крейсер "О Хиггинс".
«Патрия» ARA Patria Laird Brothers, Биркенхед, Великобритания. Спущен на воду 1893 год. Завершен 1894 год. Введён в эксплуатацию 1895 год. Списан в 1927 году.
Водоизмещение 1070 тонн. Длина 76,70/80 м. Ширина 9,15-9,3 м. Высота 7,10 м. Осадка 3,48-4,0 м.
Двигатели-2 × 3-цилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 локомотивных котла, 2 винта, 3300 - 5000 л. с. Скорость хода 20-20,5 (максимальная),14 узлов (экономичная). Вместимость 288 тонн. Дальность плавания 4567 миль. Экипаж 159 человек.
Вооружение-2 — 120-мм/40 скорострельные Армстронг , 4 — 63(65)-мм Армстронг . 2 × 47-миллиметровые Nordenfelt, 2 × картечницы Норденфельт-торпедное вооружение 5 ТА — 457 мм
*Все данные на 1895 год
Корпус стальной, со сплошной палубой и двумя дымовыми трубами. Корпус был разделен на 15 водонепроницаемых отсеков.120 мм скорострельные пушки размещались на носу и на корме. Торпедные аппараты в количестве 5 штук устанавливались по два поворотных на борт и один неподвижный носовой.
После прибытия в Аргентину экипаж «Патрия» укомплектовали за счет команды канонерки «Республика». В 1895 году крейсер принял участие в военно-морских маневрах и провел торпедные и артиллерийские стрельбы.
В 1899 году вместе с крейсерами «Сан-Мартин» и «Буэнос-Айрес» он доставляет многочисленную аргентинскую делегацию во главе с президентов в Бразилию во время официального визита.
В январе и феврале 1902 года он участвовал в военно-морских учениях в составе 2-й морской дивизии под командованием контр-адмирала Мануэля Хосе Гарсиа-Мансильи (флагман-крейсер «Буэнос-Айрес»). В декабре 1902 года крейсер отправили на юг, после побега и восстания заключенных тюрьмы в Порт-Куке, здесь, на мысе Эспириту-Санту он занимался поиском беглецов и сопровождением транспорта «Ушуайя», который перевез тюрьму на Огненную землю. Сдав 7 января 1903 года заключенных, крейсер вернулся в в Ушуайю.
В конце января 1903 года «Патрия» в Пунта-Аренасе участвует в демаркации южного участка границы с Чили под контролем британских офицеров-гарантов майских пактов.
В начале 20-го века крейсер все чаще выводится в резерв и используется для размещения учебных классов и гидрографических работ. С 1906 года числится кораблем 2-й категории.
В 1910 году крейсер вернули в строй для участия в морском параде 25 мая по случаю 100-летия независимости Аргентины.
В 1911году небольшую модернизацию проходит артиллерия корабля-для унификации калибра 65 мм армстронговские пушки заменили 57 мм скорострелками.
В 1918 году крейсер вместе с крейсером «9 июля» отправили подавить забастовку нефтяников в Комодоро-Ривадавия. Открытое в 1907 году месторождение нефти привело к быстрому росту городка. 1719 рабочих жили в домиках из листового металла без электричества и отопления при минусовой температуре и ветрах до 100 км/ч. Так появилась "нефтяная столица Аргентины".
В марте, после выполнения задания, крейсер разоружили в Рио-Сантьяго. С 1921 года его используют для ближних учебных походов с кадетами по Южному побережью и на реках Уругвай и Парана.
В 1922 году он был переклассифицирован в канонерскую лодку. До полного износа корпуса бывший крейсер использовался для проведения гидрографических работ.В 1927 году он был списан Генеральным приказом № 207 Министерства Военно-Морского Флота. С 1927по 1931 года корабль стоял заброшенным на базе без экипажа и присмотра.
Наконец, в 1931 году корпус старого корабля был продан на открытом аукционе за 26 200 песо Д. Агустину Порцио на переплавку.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам