«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.» (Откр. 3: 21-22).
Для последних времён характерны несколько особенностей, отличающих их от предыдущих времён. Наши времена очень похожи на последние. Эти времена характеризуются увеличением количества соблазнов в мире, что и было предсказано Господом Иисусом Христом: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.» (Мф. 18: 7). Наш мир является антихристианским, огромное количество соблазнов присутствует в мире, которыми сатана, князь тьмы обольщает людей, таким образом, уводя их от Бога и от спасения. Сатана забивает всех суетой, суетными делами греховными развлечениями и т.д. Наше время также характеризуется большим количеством лжеучений, распространяющихся в мире открыто. «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.» (1-е Ин. 5: 19). Ещё одной особенностью является то, что многие в наше время отступили от узкого спасительного пути, заповеданного Господом, и пошли по широкому, как и было предсказано святыми отцами. «В последние времена тесный путь оставится почти всеми, почти все пойдут по широкому. Из этого не следует, что широкий потеряет свойство вводить в пагубу, что тесный сделается излишним, ненужным для спасения. Желающий спастись непременно должен держаться тесного пути, положительно завещанного Спасителем.» Святитель Игнатий Брянчанинов. Среди наших знакомых, друзей, родственников, много идущих широким путём. В результате того, что уменьшилось количество идущих узким спасительным путём, враги и сильнее нападают на них. «На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица? Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем.» (Псалом 10: 1-2). Если гонения на первых христиан были открытыми, через земных царей, которые заставляли их поклоняться идолам, то в современном мире, как и предсказано было святыми отцами, гонения совсем другие, более тонкие. Но сатана также продолжает гнать верных Христу и любящих Его христиан, только другими способами. А как гонит диавол сейчас? Гонит соблазнами, помыслами, искушениями и болезнями, используя многочисленные уловки, хитрость, ложь. Везде расставлены сети. «Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он — лжец и отец лжи.» (Ин. 8: 44).
Ещё одной отличительной особенностью нашего времени является то, что практически отсутствуют духоносные наставники, которым открыта воля Божия. Раньше были наставники, которым открыта была воля Божия, и они вели своих послушников и руководили их ко спасению. Также характерной чертой нашего времени является то, что даже верующие православные христиане придают больше значения внешним ритуалам, вычитыванием правил, а не истинному покаянию. Большой редкостью сейчас является внутреннее делание. Ведь жизнь христианина – это жизнь по духу. А сейчас люди в большинстве своём уснули, перестали бодрствовать. Это тоже указывает на последние времена, потому что в притче о десяти девах, говорится, что все девы уснули и тогда пришёл Жених. «И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: «вот, жених идёт, выходите навстречу ему».» (Мф. 25: 5-6). Многие христиане сейчас ищут более земных благ, а не небесных, и даже в Церковь идут помолиться о здоровье, о материальных благах, о хорошей работе и т.д, забывая о словах Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.» (Ин. 16: 33). Всё больше среди христиан можно встретить такое явление, как теплохладность, ослабевает вера. «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18: 8). Ещё одной отличительной особенностью является ослабление душевных и телесных сил людей нашего времени. Если раньше, в первые века христианства были святые, совершавшие великие подвиги ради Христа: мученики, исповедники Христовы, великие подвижники благочестия, преподобные святые отцы, которые несли такие подвиги, немыслимые для нас, потому что имели горячую веру и любовь к Богу. В наше время это становится крайней редкостью. Этому способствует, как ухудшение экологии в мире, так и увеличение количества грехов у людей сегодняшнего времени, так как грехи являются причинами болезней. Вспомните Евангельское повествование про расслабленного. «Что легче сказать: «прощаются тебе грехи твои», или сказать: «встань и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.» (Лк. 5: 23-24).
Одним из наиболее распространённых грехов нашего времени является гордость. «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.» (2-е Тим. 3: 1-5). Поэтому подвиги, по попущению Божию, и отняты от людей, желающих спасения. Потому что подвиги могут привести к гордости. «В последние времена не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия. Спасаться же будут только терпением скорбей и болезней.» Игумен Никон (Воробьев). Недостаток подвигов и делания заповедей у христиан нынешнего времени может заменить покаяние. «Нам оставлено покаяние.» Игумен Никон (Воробьев). Мы, наверняка, не делаем и половины того, что делали святые отцы, которые жили раньше. Мы, христиане, пришедшие около одиннадцатого часа, ничего такого не сделавшие, но Господь принимает и нас. «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: «идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам». Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашёл других, стоящих праздно, и говорит им: «что вы стоите здесь целый день праздно?» Они говорят ему: «никто нас не нанял». Он говорит им: «идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите». Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: «позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых». И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной». Он же в ответ сказал одному из них: «друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе» (Мф. 20: 1-14).
Безусловно, как говорит пословица: «Нет худа без добра». И в нашем времени есть и положительные моменты. Во-первых, нам оставлены труды святых отцов, которые опытно прошли узким путём, указанным Спасителем. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.» (Евр. 13: 7). Ещё одним положительным моментом является то, и это предсказано святыми отцами, что награда у тех, кто в наше время остаётся верными Христу будет большая. Кто и в таком мире старается жить по заповедям Божиим, жить честно, будет принят Господом, как вдова, которая принесла две лепты. Господь оценил этот её дар, сказав, что она больше всех положила в сокровищницу: «И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё.» (Мк. 12: 41-44). Вот, что сказано про мучеников последних времён: «Тогдашние мученики, по мнению моему, выше всех мучеников. Прежние мученики с одними людьми сражались, а мученики при антихристе с самим сатаною будут вести войну». Свт. Кирилл, архиепископ Иерусалимский. «Спастись в последнее время нетрудно, но мудро. Кто преодолеет все эти искушения, тот и спасется! Тот и будет в числе первых. Прежние будут как светильники, а последние — как солнце. Вам и обители приготовлены другие. А вы слушайте да на ус мотайте!». Старец Лаврентий Черниговский; «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13: 43). Многие святые хотели бы жить в наше время. Да и то, что практически нет духоносных наставников в наше время, тоже оборачивается к лучшему, потому что Сам Господь и Пресвятая Богородица, Его святые и Ангелы ведут христиан ко спасению. «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.» (Дан. 12: 1). Господь даст большую благодать верующим в Него. Как же спастись в последние времена? Исполнять заповеди Божии, как и в другие времена их исполняли верные и преданные Господу. «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же.» (Евр. 13: 8). Если нарушили заповедь, приносить покаяние, держаться учения Христа и святых отцов Православной Церкви, держаться узкого пути, заповеданного Спасителем, несмотря не на что, не поддаваясь на искушения и соблазны мира сего, даже если близкие отступили. «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.» (Мф. 18: 8-9). Если увеличилось количество соблазнов и искушений, то надо ещё более молиться, прибегать к Господу за помощью. Тот, кто будет верен Господу до конца, будет спасён, как Лот из Содома. Самое главное - терпеть всё, что будет посылаться Промыслом Божием для спасения, воспринимать всё с благодарностью Богу и не отчаиваться, а надеяться на Господа; «но и волос с головы вашей не пропадёт, — терпением вашим спасайте души ваши.» (Лк. 21: 18-19); «претерпевший же до конца спасётся.» (Мф. 24: 13).
«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною.» (Откр. 3: 14-19).
«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.» (Откр. 2: 10).