Автор: Дарья Иванова
Во вторую субботу сентября Минск празднует свой День. В 2021 году праздник выпадает на 11 сентября, но мероприятий запланировано так много, что период празднования решено растянуть еще на 2 дня: с 10 по 12-ое верасня («верасень» – «сентябрь» по-белорусски).
В 2021 году городу исполнится 954 года. Он моложе многих мировых столиц, но его история так насыщенна событиями – и радостными, и трагическими – что Минск точно не выглядит «младшим братом».
В этой статье мы проследим «жизнь» этого героического и красивого города – от самого основания до 954-го Дня рождения, остановимся на судьбоносных событиях и вспомним легенды, часть из которых имеют уверенных последователей и среди наших современников.
«ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЕЛ» ГОРОД МИНСК
Киевлянин Нестор-летописец, автор «Повести временных лет», задавался вопросом: «Откуда есть пошла земля Русская». Он писал свой знаменитый труд в начале XII века, в 1110-х годах, и, судя по приведенным в нем данным, Минск к тому времени уже существовал, причем около 50 лет. Поселение упоминается летописцем в связи с кровопролитной битвой на реке Немиге:
«В год 6575 (1067). Поднял рать в Полоцке Всеслав, сын Брячислава, и занял Новгород. Трое же Ярославичей, Изяслав, Святослав, Всеволод, собрав воинов, пошли на Всеслава в сильный мороз. И подошли к Менску, и меняне затворились в городе. Братья же эти взяли Менеск и перебили всех мужей, а жен и детей захватили в плен и пошли к Немиге, и Всеслав пошел против них. И встретились противники на Немиге месяца марта в 3-й день; и был снег велик, и пошли друг на друга. И была сеча жестокая, и многие пали в ней, и одолели Изяслав, Святослав, Всеволод, Всеслав же бежал. Затем месяца июля в 10-й день Изяслав, Святослав и Всеволод, поцеловав крест честной Всеславу, сказали ему: «Приди к нам, не сотворим тебе зла». Он же, надеясь на их крестоцелование, переехал к ним в ладье через Днепр. Когда же Изяслав первым вошел в шатер, схватили тут Всеслава, на Рши у Смоленска, преступив крестоцелование. Изяслав же, приведя Всеслава в Киев, посадил его в темницу с двумя сыновьями».
В этой истории, где есть и сеча, и борьба за власть, и предательство, впервые появляется Менск. Именно так – через «е» – именовался в те времена город. Населяли его меняне, которые, столкнувшись с противником, приняли неравный бой и были перебиты. Их жены и дети попали в плен и… город опустел. Таким образом, первое упоминание Минска связано с его гибелью.
Упоминаются в летописи и исторические личности, важные с точки зрения его истории. Полоцкий князь Всеслав, которого «трое из Ярославичей» посадили в темницу, считается наиболее вероятным основателем города. Было у него интересное прозвище – Чародей. Свет на происхождение такой сказочной приставки проливает все та же «Повесть», где Всеслав представляется не просто человеком, а богатырем, чародеем, да еще и оборотнем. Судя по всему, именно этот Чародей определил подходящее место при впадении Немиги в Свислочь и приказал возвести там крепость, которую и захватили в 1067 году Изяслав, Святослав и Всеволод.
ЛЕГЕНДА ГЛАСИТ
Но есть и легенда, связанная с основанием города. По ней, жил-был богатырь-знахарь и тоже чародей по имени Менеск, и решил он построить чудо-мельницу на реке Свислочь – каменную, в семь колес. Молола мельница камни, да так мелко, что превращала их в муку. По ночам со стороны мельницы доносились звуки развеселых праздников: крики, песни, музыка. А иногда, после захода солнца, Менеск выезжал в соседние селения в поисках храбрых и сильных юношей для своей дружины. Когда собрались вокруг него верные товарищи, образовал он город и стал в нем жить вместе с ними. И дал ему имя в честь себя – Менск.
Эта легенда появилась в XIX веке благодаря белорусскому этнографу и писателю Павлу Шпилевскому. Если снять с нее мифологический налет, то суть ее сводится к наличию местного князя, имя которого было созвучно будущему названию города.
С ним из XX века спорит белорусский археолог, кандидат исторических наук Эдвард Зайковский, считающий, что Минск обязан своим названием речке Менке.
Но вернемся в XI век. Возле слияния Немиги и Свислочи возводится детинец – внутренняя крепость города. Перед ней стоит важная задача – охранять южные рубежи Полоцкого княжества.
Сегодня мы хорошо знаем и форму, и строение замка. Он был построен в виде неправильного овала, окруженного рвом и обнесенного 10-метровым земляным валом с деревянными башнями. Гости въезжали и входили в замок через парадные 12-метровые ворота, состоявшие из нескольких пар дубовых дверей и подъемных решеток.
СТОЙКАЯ КРЕПОСТЬ
Несмотря на столь продуманные фортификационные сооружения, город пал перед неприятелем в 1067 году, но стены его выстояли, и замок сохранял свое военное значение еще несколько веков – вплоть до XVI столетия.
В начале XII века Менск стал центром удельного княжества со своим князем Глебом, сыном Всеслава. Именно Глеб стал основателем династии минских князей, правивших на протяжении двух столетий. Но спокойствие городу и княжескому роду только снилось: неприятели раз за разом проверяли крепость на прочность.
Так, в 1104 году Менск пыталось взять войско Киевского княжества, в 1116-м сломал об него копья Владимир Мономах, в 1159-м, 1160-м и 1161-м к крепости трижды подступал полоцкий князь Рогволд, но уходил ни с чем.
ПОД ЛИТОВСКИМ НАЧАЛОМ
Силы крепости были не безграничны, городу остро требовалась защита. И в 1242 Минск добровольно входит в состав Великого княжества Литовского. В 1441 году литовский князь Казимир IV вручает Минску устав привилегированных городов, а в 1499 году город получает магдебургское право, то есть независимость – юридическую, экономическую, общественно-политическую и имущественную – от феодалов.
Минск богател. Через него пролегали два больших торговых пути – северный и южный. Северный шел через Логойск, Борисов, Оршу и Смоленск в Москву, а южный – через Слуцк и Волынь к Константинополю. Да еще и на Запад дорога была – через Брест.
В 1505 году на Минск снова напали. В этот раз на город покусился крымский хан Менгли-Гирей, причинив ему серьезный урон и оставив после себя чуму. Однако крепость он взять не смог. Она снова выстояла.
В конце XVI века Минск обрел свой герб: Дева Мария с ангелами и херувимами на голубом фоне щита.
Так, охраняемый заступницей Девой Марией, город с надеждой шагнул в XVII век. Он начался успешно: жизнь кипела, торговля шла, культура развивалась, в большом количестве появлялись церковные братства, заработала типография. И до середины века город наслаждался благоденствием.
Но беда уже приближалась. Русско-польская война, вспыхнувшая в 1654 году, добралась до Минска в 1655-м. Неприятель захватил город.
В 1700-м – новая война, на этот раз Северная. Шведские, российские и саксонские войска развернули свои действия на белорусской земле. Несколько раз через город туда-обратно проходили то одни, то другие войска, и каждый командир требовал для своих солдат провианта и ночлега. Город был опустошен и совсем не готов к новой эпидемии чумы и пожару, обрушившемуся на него в 1708 году.
В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ КОРОНЫ
Во второй половине XVIII века начинается раздел Речи Посполитой. Ее соседи – Россия, Австрия, Пруссия – желают отхватить себе кусок повкуснее. В 1772 году к Российской империи присоединяются Витебск и Полоцк, годом позже – Минск.
В 1812 году началась война между Россией и Францией, и 26 июня войска маршала Даву заняли Минск. Жители приветствовали французов, видя в них освободителей от российского начальства. Город стал крупнейшей продовольственной базой и госпиталем в тылу Наполеона. Но через пять месяцев власть поменялась снова – в Минск вступили войска Александра.
Несмотря на все потрясения, город снова воспрял: заработали театр, книжные лавки, библиотека, с печатных станков стали сходить газеты. Две ветки железной дороги обеспечили Минск быстрым сообщением с центральной Россией и соседями. Училища и школы принялись поднимать уровень грамотности горожан. Водопровод стал снабжать город бесперебойной водой, а электростанция – энергией.
Минск, отдохнувший от необходимости выживать, стал вдохновлять горожан на новые подвиги – уже не труда, а философской мысли. Здесь, в 1821-1822-х годах жили декабристы, в том числе и один из лидеров «Северного общества» Никита Муравьев. Позже, в 70-е, в городе появились кружки народников, затем «Черного передела» и «Народной воли», а в 80-е – марксистов.
Так, воспрявший от разрушений и бурлящий новыми идеями, город встречает XX век.
Продолжение – в следующей статье.