Найти тему

Как сделать учёбу привычкой

Если следишь за моими сторис, то наверняка замечаешь: каждый день я учусь. И не потому, что я теперь в аспирантуре (она, кстати, только с октября начинается). А потому, что обучение — обязательная часть моей жизни. Так было, конечно, не всегда: я доводила систему до совершенства годами. Зато теперь могу поделиться основными принципами с теми, кто хочет так же, но не знает, откуда начинать.

Первый шаг — понять, надо ли оно вообще и для чего.

Как и любая другая цель, обучение должно быть чем-то мотивировано. Надо разобраться в новой программе для работы? Хочешь освоить иностранный язык, чтобы читать любимого автора в оригинале? Или просто интересуешься новой темой и хочешь лучше разбираться? Всё это вполне законные причины — в отличие от "все кинулись инвестировать, и мне надо курс по финансам пройти".

Найдя настоящие причины, ты сможешь, во-первых, отказаться от ненужных задач, а во-вторых, поймёшь, каким способом лучше прийти к нужному результату. Согласись, что учить язык для чтения и для общения в путешествии — две разные ситуации.

А дальше начинается работа над привычкой:

1) Найти подходящий формат

Учиться можно по-разному: курсы или самообразование, в компании или самостоятельно, с уклоном в теорию или в практику... А то и совмещать всё в разных пропорциях. Проследи, что приносит тебе больше удовольствия в процессе и строй подход из этого. Например, мне нравится, когда у меня есть какое-то индивидуальное обязательство — именно поэтому я занимаюсь китайским с частным преподавателем. Обрати внимание и на то, что ты категорически делать НЕ хочешь. Никакие техники не помогут встроить привычку, если одна мысль о ней вызывает неприязнь.

2) Начать с малого

В порыве внезапного вдохновения очень легко напланировать себе уроки итальянского три раза в неделю, курс по Пайтону в выходные, а ещё по часу рисования каждый день перед сном. Если получится пробиться через месяц такого расписания — моё уважение. В реальности, скорее всего, на второй же неделе всё пойдёт не по плану.

Будь добрее к себе и вводи привычки постепенно и понемногу. Сначала — итальянский один раз в неделю. Потом, когда это уже будет доваться легко, можно добавить ещё пару часов с преподавателем или дополнительное чтение. А потом — переходить к другим направлениям обучения. Если всё ещё хочется ;)

3) Составлять чёткий план

"Заниматься йогой три раза в неделю" — это не чёткий план. Когда: три раза подряд, в пн-ср-пт или один раз на буднях и два — на выходных? Какой вообще йогой — их миллион разных? Где: дома или в клубе? Как долго? Достаточно ведь начать с 15 минут в день, если ты новичок. Чем больше мелких деталей проработаешь, тем реалистичнее станет действие, а значит легче будет его таки выполнить, когда придёт время.

4) Привязывать к контексту

Кстати, о времени. Сколько раз случалось, что ты планируешь занятие на условные семь часов вечера, задерживаешься на работе на полчаса, и занятие пропадает? Даже если это не урок с преподавателем и всё зависит только от тебя.

Лечатся такие случаи планированием через контекст. Задача ставится не на определённое время, а привязывается к какому-то другому действию или ситуации. В случае привычек идеально, если новое соединяется со старым. Скажем, читать свои ежедневные 10 страниц надо не в 21:00 ровно, а после того, как поужинаешь/погуляешь с собакой/уложишь детей спать. В таком случае абсолютно не важно, если временные рамки сдвинулись: задача всё равно выполняется.

Вот и всё, в принципе. Это основные вещи, которые надо знать, чтобы встроить регулярное обучение в расписание. Остаётся подкрепить всё это небольшим поощрением за выполненную задачу и поставить галочку в трекере. Постепенно обучение станет привычкой и будет такой же частью повседневной жизни, как зубы почистить.

Только не жди, что всё магическим образом перейдёт в автоматический режим через 21 день. Ты же знаешь, что это миф. Может, и месяца хватит, а может, уйдёт полгода. Но у тебя точно получится, я верю!

— — — — —

Lally P. et al. (2010). How are habits formed: Modelling habit formation in the real world. European journal of social psychology, 40(6), 998-1009.