Передвижение в воде — задачка нетривиальная. Каждая группа существ решила её по-своему. Человеки загребают воду нелепыми сухопутными конечностями, пингвины элегантно летают в водной толще, а осьминоги передвигаются на реактивной тяге. Но все эти идеи меркнут рядом с сумрачным гением аквилоламны — акулы, переделавшей своё тело в планер.
Скелет доисторической изобретательницы обнаружили недавно, в 2012 году, в мексиканской каменоломне. Местные палеонтологи быстренько взяли его в оборот, но окончательно описали лишь к началу 2021 года. В процессе исследования окаменевших останков они выяснили, что эта животина жила примерно 92 миллиона лет назад. Её 2 метровое торпедообразное тулово не отличалось от организмов других акул ничем, кроме ЗАГНУТЫХ ГРУДНЫХ ПЛАВНИКОВ РАЗМАХОМ В 2 МЕТРА!
Из-за столь нетипичного строения грудных отростков учёные 10 лет не могли выкатить внятное описание аквилоламны. Для хищника эти плавники максимально непрактичны: они не позволят разогнаться или сделать крутой вираж. Да с ними даже в засаде не полежишь, эти лопасти выдадут тебя с потрохами!
Только вот наша героиня оказалась не совсем обычным хищником, она была планктонофагом. Акула гоняла по мелководному морю, жрала креветок, личинок рыб и прочую мелочь. За такой пищей не нужно гоняться, но и калорий от неё — чуть больше, чем нифига.
Поэтому аквилоламне пришлось разработать хитрую схему подводного крыла. Такие плавники позволяли скользить по водной толще, как на лыжах. Этот способ передвижения экономил уйму энергии и помогал выживать на низкокалорийной диете.
Правда, дожить до наших дней он не помог. Достоверно неизвестно, что именно прикончило этот вид, но мы имеем сразу две рабочие теории. Может быть, почки животины не смогли приспособиться к изменениям химического состава океана, а может наших героинь переиграли скаты. Они использовали ту же стратегию, но куда успешнее — скаты превратили всё своё тело в одно больше крыло и смогли побить аквилоламну на её же поле.
С вами была Книга животных!
Палец вверх, подписка — неоценимая поддержка нашего труда.