Найти тему

Время праздновать Ганеша-чатуртхи

В индийском календаре около 150 праздников, а это означает, что примерно половина всех дней в году – праздничные. Продолжаем серию материалов о значении, истории и традициях праздников в индуизме.

Сегодня речь пойдёт о фестивале, посвящённом одному из самых любимых и почитаемых богов индуизма – Ганеше.

Фестиваль Ганеша-чатуртхи, как и многие индуистские праздники, длится десять дней. Начинается он на четвёртый день индуистского лунного календарного месяца Бхадрапада (август-сентябрь).

В этот день празднуется рождение Ганеши, сына бога Шивы и богини Парвати (Гаури). Ганешу также часто называют Ганапати – владыка ганов (свита Шивы) и Винаяка – устранитель препятствий. Ганеша славится мудростью и красноречием, традиционно он считается покровителем учёности и образованности. Ганеша - частый гость на свадьбе, ему поклоняются молодожёны в виде ореха бетеля, расположенного на зерне. После необходимых ритуальных действий орех и зерно завязывают в края одежды. Это должно принести благополучие и достаток в дом. Ганеша также отвечает за обильный урожай и плодородие: Ганеша-чатуртхи приходится на время перед сбором осеннего урожая.

Шива и Парвати. Индия. XX в. Хромолитография из коллекции Государственного музея истории религии
Шива и Парвати. Индия. XX в. Хромолитография из коллекции Государственного музея истории религии

Подготовка к празднику включает в себя строгий пост, поэтому соблюдавшие пост в честь Ганеши разговляются сластями и вкусной едой, такой, как пури, кхир, чурма, сира (сладкие лепешки и каши) и т. п. Угощают и самого виновника торжества. Обычно Ганеше в качестве подношения предлагают модака - его любимую сладость. В состав модаки входит рисовая мука, сахар-сырец и мякоть кокоса - продукты, напрямую связанные с урожаем. Такими сладостями угощают и верующих, ежедневно молящихся в храмах во время фестиваля.

-3

Представители всех каст индийского общества поклоняются этому слоноголовому богу удачи и устранителю препятствий, при этом обряды совершают женщины, у которых есть сыновья. Особенно тщательно обряды совершаются, если в течение года, прошедшего с прошлого праздника, родился или женился сын. Выполнение обета и ритуалов первого дня фестиваля должно способствовать долгой благополучной жизни сыновей.

Праздник отмечается как всей общиной, так и каждой семьёй. На уровне общины празднование включает в себя установку глиняных изображений Ганеши в общественных местах и последующее коллективное поклонение. В общественных местах наряду с чтением священных текстов и традиционным пиршеством проводятся спортивные соревнования и соревнования по боевым искусствам. В каждом доме также устанавливаются изображения Ганеши, им поклоняются утром и вечером с подношениями цветов и молодой травы. Домашние торжества могут заканчиваться через 3, 5, 7 или 11 дней, сам фестиваль заканчивается на 10-й день. Изображения Ганеши выносят и в публичном шествии сопровождают до водоёма с музыкой и песнями. Статуи погружают в воду, после чего они растворяются, что знаменует возвращение Ганеши к Шиве и Парвати. Поклонение Ганеше призвано испросить у высших сил благополучия, плодородия земли и богатства.

Особенно интересна история появления праздника, ведь доподлинно неизвестно, когда Ганеша-чатуртхи впервые был проведён. По одной версии, фестиваль публично отмечался в городе Пуна с середины XVII века. После начала британского владычества в Индии фестиваль Ганеши потерял государственную поддержку и стал частным семейным праздником в штате Махараштра, пока не был возрожден индийским борцом за свободу и социальным реформатором Локманьей Тилаком.

Исследователи же считают, что праздник стал публичным событием только в конце XIX века, в 1892 году, когда в Пуне было установлено общественное изображение Ганеши. В 1893 году индийский борец за независимость Локманья Тилак приложил максимум усилий к запуску и популяризации ежегодного фестиваля в честь слоноголовьего бога. Дело в том, что Британская империя в 70-х годах XIX века из опасений распространения идей независимости Индии запретила публичные собрания для социальных и политических целей более чем 20 человек. Однако запреты эти не коснулись мусульманских религиозных собраний для пятничных молитв. Тилак считал это ущемлением прав индусов, религия которых не требует ежедневных молитвенных собраний. Помимо собраний для намаза запрет также не коснулся мусульманских праздников, в частности дня Ашура (день памяти мученической смерти имама Хусейна). Локманья Тилак воспользовался этой лазейкой, чтобы обойти британский колониальный закон о крупных общественных собраниях, и сделал Ганеша-чатуртхи индуистским аналогом мусульманской религиозной процессии. Как мусульмане в день Ашура несут тазийя, изображения куполов над могилой шиитского имама Хусейна, так и на десятый день праздника в честь Ганеши все его изображения собирают в общей процессии.

Ганеша как бог, почитаемый и любимый всеми варнами и кастами, явился «мостом» между слоями индуистского общества для консолидации и выстраивания единства народа в их борьбе за независимость от Британской империи.