10 сентября 2016 года было запущено пассажирское движение по Московской Окружной железной дороге, получившее название Московское Центральное Кольцо (МЦК), имеющее 31 остановочный пункт (но на момент запуска не все они были открыты). Одна из остановок была на Шелепихе, получившее одноимённое название, что стало знаменательным событием для жителей этой местности. Так как МЦК было интегрировано с Метрополитеном и обозначалась 14-й линией на схеме, то это в разы улучшило транспортную инфраструктуру Шелепихи.
Немного предыстории, вспомним, с чего всё начиналось.
Московская Окружная железная дорога.
МОЖД была запущена в 1908 году, но о необходимости её говорили ещё в 60-х года XIX века. Тогда становилось понятно, что для дальнейшего развития Москвы как крупного торгового и промышленного центра существующей дорожно-транспортной инфраструктуры явно недостаточно. Первый проект кольцевой дороги был представлен купцом Григорием Сушкиным в 1869 году. Далее было ещё несколько проектов. А в 1987 году, пережив несколько транспортных коллапсов из-за недостаточной пропускной способности московского железнодорожного узла, по инициативе министра финансов Российской Империи Сергея Витте было наконец принято решение о сооружении Московской окружной железной дороги. Приступить к строительству должны были уже в 1898 году, но работа над проектом затянулась, и он был рассмотрен только 1 мая 1899 года. Кстати, в то время лишь 5% железных дорог принадлежали государству, а остальные находились в частных руках, при этом у каждой имелся свой устав, свои правила перевозок, свои тарифы и свой подвижной состав. В таких условиях строительство новой железной дороги представлялось весьма сложным, и чтобы решить эту проблему, правительство стало выкупать частные железные дороги, получив к концу XIX века в собственность большинство из них.
Изначально предлагалось построить кольцо с четырьмя путями (два пути для пассажирского движения и два для грузового), также рассматривались варианты строительства кольцевой железной дороги на удалении от тогдашних границ Москвы в 21, 64 или 107 километров. В итоге 9 февраля 1900 года было принято решение, что МОЖД должна быть двухпутной и строиться за пределами города, но и в то же время не далее 9-11 километров от него. Однако, когда утверждали проект, вернулись всё же к изначальной задумке кольца с четырьмя путями. Но, правда, при начале непосредственно строительства из-за урезанного финансирования (казна существенно исхудалась из-за Русско-Японской войны) всё же пришлось ограничится двумя ж/д путями.
Официальная церемония начала работ по постройке Окружной дороги состоялось 3 августа 1903 года. Руководителем строительства был архитектор и инженер Пётр Иванович Рашевский, именно на его проекте кольца ранее сделала выбор отборочная комиссия, рассматривая суммарно 13 проектов. Железнодорожные пути приходилось прокладывать через леса, болота, пашни, дачные местности, через территории промышленных предприятий, и четыре раза пришлось преодолевать Москва-реку, строя мосты, проектированием которых занимались известные всей Европе инженеры-мостостроители Н.А.Белелюбский и Л.Д.Проскуряков, а за архитектурную концепцию сооружений отвечал профессор архитектуры, действительный член Академии художеств А.Н.Померанцев.
Линия была запущена 19 июля 1908 года. Отсчёт вёрст железной дороги начинался от точки её пересечения с Николаевской железной дорогой, по часовой стрелке. Кольцо получилось не совсем круглым: на северо-западе оно оттягивается на 12 км, а на юге проходит в 5 км от Кремля. В его составе было 14 станций, 2 остановочных пункта и телеграфный пост. Для пассажиров были построены в едином стиле станции-вокзалы с кассами и залами ожидания. Более подробнее с историей строительства Московской Окружной железной дороги можно ознакомиться здесь.
Для Шелепихи того времени это был большой толчок в развитии, особенно в промышленном, так как соседство с кольцом и наличие станции “Пересня” давали перспективы для появления вблизи них различных предприятий, что впоследствии и происходило.
3 мая 1917 года контур Окружной железной дороги стал новыми границами Москвы. А пассажирское движение по кольцу просуществовало до 1934 года.
В 1952 году появились идеи снова вернуть пассажирское движение на кольцо, однако для этого нужно было эту ж/д трассу электрифицировать, что оказалось весьма сложным из-за низких порталов старых мостов, которые не позволяли просто и дёшево это осуществить. К этому вопросу также возвращались и 1966 году, и в конце 1980-х, и в 1995 году. В 1966 году даже был определён тип подвижного состава, который предполагалось использовать. А, например, на построенной чуть ранее станции метро “Ленинский проспект” даже имелся задел под будущий переход на МОЖД, которому пришлось ждать своего часа более полувека. Однако из-за высокой стоимости реконструкции мостов и необходимости сооружения новых пассажирских платформ там, где они будут удобны для пересадки на другие виды транспорта, эти планы так и не были воплощены.
Проезд по Окружной железной дороге в 1996 году.
Малое кольцо Московской железной дороги в окрестностях Шелепихи
Поскольку в окрестностях Шелепихи находилось немало различных промышленных предприятий, то с кольца здесь имелось множество съездов, а так же и съезды на Смоленское направление.
Московское Центральное Кольцо
Вдоль всего Малого кольца Московской железной дороги, будучи грузовой, было расположено очень много различных промышленных предприятий. С их многочисленными приостановлениями деятельности или выводом за пределы города снижалась и активность грузовых перевозок на кольце, а затраты на содержание и эксплуатацию оставались по-прежнему высокими. Это и стало одним из основных катализаторов, подтолкнувшего к активному решению вопросов по запуску по окружной железной дороги пассажирского движения.
В 2001 году появился проект реконструкции кольца с превращением его в скоростную линию с пересадками на станции метро и платформы пригородных направлений. Правда, первичное соглашение о реализации этого проекта было подписано между Правительством Москвы и РЖД только в 2008 году. Кстати, в 2001 году, когда из-за строительства Третьего Транспортного Кольца часть станции Канатчиково пришлось преобразовывать в подземный участок – Гагаринский тоннель, – то заодно в конструкциях построили и подземную платформу, ставшей через 15 лет “Площадью Гагарина”, с интеграцией с уже имеющимся заделом перехода на станции метро “Ленинский проспект”.
В 2011 году был одобрен проект реконструкции Окружной железной дороги с организацией по нему пассажирского движения. А в 2012 году начались работы по его воплощению, в ходе которых были проведены замена путей на бесстыковые для бесшумного движения поездов, реконструкция или полная замена мостовых сооружений, электрификация линии, возведены остановочные пункты, интегрированные с транспортно-пересадочными узлами, проложен третий главный путь на большей части кольца для грузового движения, обновлена система сигнализации и автоблокировки на линии. В связи с масштабными работами на части железнодорожного кольца движение полностью останавливалось.
Посокльку проект Московского Центрального Кольца (изначально называлось Московская кольцевая железная дорога – МКЖД) имел хорошее финансирование, то к осени 2016 года планировалось всё достроить и запустить на по кольцу пассажирское движение. Хотя изначально говорилось про запуск только к 2020 году.
Московское Центральное Кольцо на Шелепихе
На Московском Центральном Кольце планировалось построить 31 остановочный пункт (изначально было 32, в последний момент была исключена “Пресня”, но задел под платформу всё же был сделан), и один из них должен был быть на Шелепихе, где тогда уже во всю шло строительство станции метро.
На Московском Центральном Кольце планировалось построить 31 остановочный пункт (изначально было 32, в последний момент была исключена “Пресня”, но задел под платформу всё же был сделан), и один из них должен был быть на Шелепихе, где тогда уже во всю шло строительство станции метро.
Летом 2015 года начались работы по строительству остановочного комплекса МЦК на Шелепихе.
К концу 2015 года уже можно было лицезреть конструкцию платформы.
Также был имел большую степень готовности и подземный вестибюль.
Репортаж декабря 2015 года о строительстве станции МЦК "Шелепиха".
В апреле 2016 года состоялся тестовый запуск движения по Московскому Центральному Кольцу и началась обкатка. А станции МЦК "Шелепиха" выглядела практически полностью готовой.
Входной вестибюль, откуда также должен осуществляться вход в метро, начали возводить в июне 2016 года.
В августе 2016 года станции МЦК "Шелепиха" была уже готов принять пассажиров, оставалось только дождаться официального открытия.
Ну и наконец 10 сентября 2016 года состоялось торжественное открытие с участием главы государства пассажирского движения по Московскому Центральному Кольцу.
Небольшой видеообзор станции МЦК "Шелепиха" в день открытия.
В будущем, помимо этой станции железнодорожного кольца, для южных рубежей Шелепихи появится возможность прохода к станции МЦК “Деловой Центр”, когда будет построен переход от высотных домов, построенных на месте Мелькомбината, в сторону Москва-Сити. А для северных рубежей станет ближе будущая станция МЦК “Пресня”, строительство которой было отложено.
5 января 2022 года на станции МЦК "Шелепиха" останавливался новогодний поезд Деда Мороза, совершавшего путешествие по стране.