Найти тему

5 мрачных фильмов-сказок не для детей

Оглавление

Чем отличается сказка от фэнтези? Лично я понимаю так: сказка намного глубже, и в ней всегда содержится некая мораль. Та самая "ложь, да в ней намёк". Поэтому фэнтези - строго для любителей жанра, а сказка - для всех.

Фильмы, о которых расскажу сегодня, как раз для всех. Точнее, для всех, кто старше восемнадцати. В основном, это осовремененные версии известных нам сказок. И как всегда, сняты эти фильмы в разные года,
в разных странах...

1. "Гретель и Гензель"/Gretel & Hansel (2020)

Очередная версия сказки, к которой Голливуд периодически обращается. Предыдущая, что я смотрел, была красочным боевиком, где ведьм валили из пулемёта Гатлинга лет за шестьсот до самого Гатлинга. А тут серьёзнейший ужастик. Мне же в очередной раз было интересно, как они растянут сказку до полнометражного фильма.

Итак, жила-была в некоей мрачной стране вышеозначенная Гретель, смышлёная девица, и был у неё младший братец Гензель. Как-то раз ушли они от своей полубезумной нищей матери и отправились искать своего счастья. Короткое путешествие привело их в домик доброй старушки, у которой стол всегда ломился от еды. Женщина приютила странников. И если глупенького Гензеля всё устраивало, то Гретель быстро просекла, что дело нечисто. Почему бабушка к ним так добра? Откуда она берёт всю эту еду, если не сеет, не пашет и не строит? И почему Гретели постоянно мерещатся какие-то призраки?

-2

Ясное дело, старушка - ведьма (сказку помним). Беда в том, что и сама Гретель начинает испытывать некие симптомы, подсказывающие, что и у неё есть сверхспособности. Так что концовка может получиться неоднозначной.

Прилагаются модная фем-тематика (в лице коротко стриженой протагонистки) и антирасизм (в лице единственного положительного персонажа помимо Г&Г - чернокожего охотника). Это не отменяет факта, что и Гретель приятная, и смотреть интересно.

2. "Страшные сказки"/Il racconto dei racconti/Tale of Tales (2015)

-3

Итальянский режиссёр решил напомнить нам, что в средневековые времена сказка выполняла функции жанра "хоррор". И сюжет о борьбе добра со злом также был опционален: герои зачастую попадали в переделку не из-за того, что перешли дорогу тёмным силам, а из-за собственной глупости или нахальства.

Тут целых три истории, и в основе каждого сюжета - банальное непонимание.

Одна королева (всё ещё годная Сальма Хайек) не могла забеременеть, пока некий чародей не посоветовал сожрать сердце морского чудовища. Августейшая особа наконец-то понесла, как и служанка, готовившая сердце. В итоге обе родили мальчиков, похожих друг на друга как близнецы. Парни, конечно, подружились.

Была бы королева выше классовых предрассудков - порадовалась бы, что у сына есть братик, так нет же: ей захотелось этого братика извести, ведь негоже принцу с простолюдинами якшаться.

-4

Во второй истории чрезмерно любвеобильный король (не менее годный Венсан Кассель) почему-то решил, что в домике под окнами дворца живёт сказочная красавица, и прислал приглашение во дворец. На самом деле в домике жили две пожилых сестры, одна страшнее другой, ну что ж теперь: король сказал - надо, значит - надо. И был бы у истории предсказуемый финал, если б опять чародеи не подсуетились.

В третьей истории очередной король пообещал выдать симпатичную дочурку за того, кто отгадает сложную загадку. Отгадал в итоге неотёсанный огр, а слово короля нарушить нельзя. И отправилась принцесса в пещеру к великану-людоеду. Развода огр, конечно, не даст, ибо и слова-то такого не знает, поэтому придётся принцессе что-то придумывать... Огра жалко аж до слёз, ведь он вообще ни в чём не виноват: это король лопухнулся.

-5

Режиссёру - пять баллов за воссоздание подлинной средневековой атмосферы, когда человеческая жизнь стоила ровно столько, сколько король скажет. Мастеру по спецэффектам - пять баллов за настоящих, то есть кукольных, а не каких-то там компьютерных монстров. В общем, сильно.

3. "Дьявольский кузнец"/Errementari (2017)

-6

Испания, XIX век. Жила-была в одной глухой баскской деревушке странная маленькая девочка со следом от ожога на лице. И как-то раз она волею судеб проникла в домик к страшному кузнецу-отшельнику, что жил на отшибе. Оказалось, что сам по себе кузнец не такой уж и страшный, но в качестве пленника держит в клетке самого настоящего чорта, с рогами и копытами. Выясняется, что мужлан задолжал нечистому свою душу, но потом, видимо, передумал.

Тем временем в деревушку приезжает важный правительственный агент, у которого свои планы насчёт кузнеца - мол-де, он присвоил какое-то золото. Заручившись поддержкой местных, агент отправляется на штурм кузницы... в итоге события примут совсем уж неожиданный оборот: героям придётся совершить путешествие в Ад (жаль, короткое).

-7

Фраза "Алекс де ла Иглесиа представляет" является для меня лучшей рекомендацией. И правда, история бодренькая, красочная, полная чёрного юмора и с сильным элементом притчи. Поставлено это по некоему рассказу, хотя гораздо больше напоминает народные сказки, в том числе и русские народные - те, в которых простенькие с виду, но хитроумные крестьяне обводят вокруг пальца вредных, но по-своему симпатичных чертей.

4. "Соблазн"/"Приманка"/"Дочери танца"/The Lure/Córki dancingu (2015)

-8

Где-то в Польше, в лихие 90-е (у них тоже было), жили-были две русалочки. Натуральные, с хвостами. Правда, они могли по собственной воле принимать облик обычных девушек, при этом ниже пояса у них всё было, как у кукол (ну, вы поняли)...

Русалочки приманивали людей своими песнопениями и лопали. А потом решили, что с такими вокальными данными можно добиться большего, и устроились петь в ресторан. И началась у них новая интересная жизнь, вот только одна из них по старой привычке продолжала кушать человечинку, а вторая влюбилась в басиста... (Даже не знаю, что хуже.) И этой второй теперь надо срочно к хирургу, чтобы стать полноценной женщиной. А чем всё кончится, знает тот, кто читал Андерсена.

-9

Выглядит это примерно так же странно, как звучит в пересказе. Поляки - знатные сюрреалисты. Временами начинается такой суровый Дэвид Линч, что мне пришлось прочесть пересказ сюжета, дабы понять некоторые эпизоды. Мало того, это мюзикл - герои постоянно поют и на сцене, и вне её. Музыкальные номера поставлены отлично, песни хорошие. И русалочки - обаяшки.

5. "В компании волков"/The Company of Wolves (1984)

-10

- Бабушка, а почему у тебя такой большой хвост?
- А это не хвост, - сказал волк и покраснел.



Жила-была в наши дни девушка-подросток, и приснился ей сон, что она - Красная Шапочка, та самая, и живёт она в готично-сюрреалистическом средневековом мире, в деревне, окружённой жутким лесом, где шастают волки. Большую часть фильма героиня слушает или рассказывает страшные истории об оборотнях (то есть, это уже вставные новеллы внутри вставной новеллы!), а ближе к концу встретится с настоящим оборотнем, который хочет её вовсе не слопать...

Как вы поняли, "взрослый" подтекст сказки о Красной Шапочке в этом фильме раскручен на полную катушку. Волк в данной трактовке - это метафора для мужчины - коварного соблазнителя невинных девиц.

-11

В целом же фильм - по-настоящему готичный (или даже готический), местами страшный даже по моим меркам. Главное - проникнуться логикой здешнего мира. Оживающие горжетки и плюшевые мишки, яйца, из которых вылупляются статуэтки, автомобили, соседствующие со средневековым бытом... всё это что-нибудь да значит!

Всем спасибо!

#сказки для взрослых #сказки #фильмы-сказки #подборки фильмов #что посмотреть

Другие заметки о кино на канале "Записки литературного панка":

Увлекательные фильмы о вымышленных писателях.

Экзотические военные фильмы из разных стран.

Хорошие фантастические фильмы, где ВООБЩЕ НЕТ спецэффектов.

Старые-добрые Зубастики: четыре классических фильма и один новый.