Найти тему

5 увлекательных фильмов о вымышленных писателях

Оглавление

Не могу я с этим "Дзеном". Выкладываю подборки фильмов о зомби и вампирах - ограничивают. Контент, дескать, неправильный. Ладно, напишу о чём-нибудь невинном. Скажем, о фильмы про писателей. Люблю, когда герой фильма - собрат по перу.

Ниже - блиц-обзор пяти очень разных фильмов, каждый - в своём жанре. Объединяет одно: главный герой занимается бумагомаранием, с разной степенью успешности.

"Невероятный страх перед всем"/A Fantastic Fear of Everything (2012)

Саймон Пегг прекрасен.
Саймон Пегг прекрасен.

Жил-был в Лондоне бедный писатель, лютейший интроверт и параноик, боявшийся всего живого и неживого, а пуще всего - прачечных (справедливости ради, на то была веская причина). И вот как-то раз назначил ему встречу известный издатель, а у писателишки, как назло, нет ни одной чистой вещи. Так-таки и придётся идти в жуткую прачечную...

Сперва фильм напоминает чуть более смешную версию
"Жучков" Фридкина: безумец сидит в четырёх стенах и сходит с ума. Потом, когда герой выбирается наружу, начинается более-менее обычная комедия с шуточками в стиле: "герой вытряхнул нижнее бельё из стиральной машины и угодил ими в красивую девушку". Главное - досидеть до третьего акта, там и начинается настоящий расколбас, а писатель, как выясняется, был не так уж и неправ, подозревая всех и вся.

- Где маска? Где QR-код?
- Где маска? Где QR-код?

В целом, местами остроумно и стильно, а также мрачно. Другими местами, впрочем, туповато и натянуто. Но всё искупает великолепный Саймон Пегг.

"Жена"/The Wife (2017)

Любофф, похожая на сон.
Любофф, похожая на сон.

Жил-был пожилой писатель, и была у него верная жена. Как-то раз писатель получил Нобелевскую по литературе, супруга рада. И поехали они в Стокгольм. И всё вроде бы ничего, но... один ушлый биограф подметил интересную вещь: до того, как писатель встретил эту женщину, он писал довольно посредственно, а после заключения брака вдруг начал шедевры создавать... Чота падазрительна.😑

Аннотация к фильму активно намекает на главный "вот это поворот", так что не будет спойлером сказать: да, это жена писала за мужа все книги. Фильм вообще не об этой тайне - а о самой ситуации.

Старая-добрая пишмашинка!
Старая-добрая пишмашинка!

Женщина сорок лет работала на мужа... а зачем? Что ей самой от своего имени не писалось? Разве мало знаменитых писательниц? Нет, всяко меньше, чем мужчин, но есть же - им даже те же Нобелевские дают. Сельма Лагерлёф, например, которая про Нильса и гусей написала, получила Нобелевку аж в бородатом 1909 году, так что про патриархат можете тут не затирать. Так в чём же дело? Вроде бы, никто её силком не заставлял...

Именно этот вопрос задаёт муженёк супруге, когда та на старости лет вдруг решила взбрыкнуть. И та ответила, разумеется: "Я не знаю". А ведь и правда, почему? Только ли любовь виновата? Или бешеная харизма мужа, который и в преклонном возрасте пользуется успехом у дам? В общем, это надо смотреть. И думать.

Мне фильм был интересен вдвойне: как издающемуся писателю и как практикующему "литературному рабу". Последнее - труд непростой и вполне уважаемый, свой "писатель-призрак" стоит почти за каждым успешным литературным проектом. Но в том-то и дело, что почти у каждого "призрака" есть отдушина в виде собственного творчества. А вот когда абсолютно всё написанное отдаётся другому... это жёстко, да.

"Калифорния"/Kalifornia (1993)

- Дорогая, ты смотрела "Калифорникейшн"?
- Дорогая, ты смотрела "Калифорникейшн"?

Современный кинематограф нас постоянно убеждает, что маньяки-убийцы - это либо непризнанные гении типа Ганнибала Лектора, либо бунтари против системы, вроде Микки и Мэлори Нокс, либо просто неубиваемые мутанты а ля Майк Майерс. В общем, сверхлюди. Тогда как "серийник" может оказаться самым примитивным существом, без всяких идеологических заморочек - ему тупо нравится мочить людей.

О том и "Калифорния". Писатель со своей женой отправляется в паломничество по местам, связанным с громкими преступлениями, дабы написать книгу о маньяках. Чтобы меньше платить за бензин, он берёт с собой случайных попутчиков: неотёсанного парня и его подружку-простушку. Супруга в шоке от манер этой парочки, тогда как литератор относится к компаньонам куда более спокойно: мол, какие забавные простолюдины. Того они не знают, что парень достоин стать главным героем этой книги...

Два отличных актёра в одном кадре.
Два отличных актёра в одном кадре.

Самое главное: писателя (не исключено, что того самого, которого мы увидим спустя много лет в одном известном сериале!) играет Дэвид Духовны, маньяка - Брэд Питт, а его подружку-простушку - Джульетт Льюис (карма у неё, что ли, такая - в фильмах про душевнобольных преступников сниматься). Видеть этих троих в одном кадре - само по себе наслаждение. Так фильм ещё сам по себе интересный и с правильной моралью, в отличие от всяких там "Прирождённых убийц". В общем, Литературный Панк рекомендует.

"Придержи тьму"/Hold the Dark (2018)

Местный Дроздов.
Местный Дроздов.

Пожилой писатель-анималист получил письмо от женщины из маленького городка на Аляске: дескать, моего сына унесли волки, приезжай, разберись, тыжписатель. Тот слегка припух от такой логики, но что ж поделаешь: позвали - надо ехать. Прибыв на место, литератор обнаружил, что волки как бы ни при чём. Орудует какой-то шаманский культ... а может и не культ.

Этот режиссёр прогремел своей "Зелёной комнатой", до этого сняв ещё два фильма, по-своему неплохих, напряжённых, но странных, а теперь вот четвёртая полнометражка. Этакий эзотерический триллер-боевик.

Придёт серенький волчок.
Придёт серенький волчок.

Здесь требуется проникнуться логикой фильма, просто чтобы понять, что происходит. Я бы без подсказки нипочём бы не догадался, что всему виной клан полуволков-полулюдей. Не оборотней, а обычных хомо сапиенсов с волчьими генами... как-то так.

Видно было, что режиссёр пытался снять кино по принципу "всё страньше и страньше". О логике при этом позабыл, поэтому возникли мощные сюжетные дыры: я, например, так и не понял, зачем писателя вообще позвали в этот городок. В плюсах фильма имеем завораживающие северные пейзажи и одну из лучших киношных перестрелок... ну, скажем, за тот год.

"Чёрная бабочка"/Black Butterfly (2017)

И снова пишмашинка. А то чем мы, писатели, ещё орудуем.
И снова пишмашинка. А то чем мы, писатели, ещё орудуем.

В унылом домике вдали от цивилизации жил унылый писатель с бородатой физиономией Антонио Бандераса. Как-то раз подружился он с парнем-бродягой и пожаловался: дескать, крокодил... точнее, муза не ловится, не пишется сценарий. Парень тут же взял литератора в оборот, начал подавать идеи. А когда тот начал отлынивать от работы за бутылкой, гость устроил в доме писателя настоящий концлагерь, используя в качестве мотивации рукоприкладство. Был бы на месте старого писателя какой-нибудь Эль Марьячи, он бы показал, кто здесь главный, но увы...

All work and no play...
All work and no play...

Мало того, нас всеми силами пытаются убедить в том, что этот молодой человек - тот самый преступник, что орудует в этих краях, расправляясь с женщинами. Но мы-то смотрели много голливудских фильмов и знаем, что преступник - это всегда тот, на кого бы мы никогда не подумали.

Так и происходит: в финале нас ждёт предсказуемый "вот это поворот!". Здесь бы и закончить. Однако следом за первой концовкой идёт вторая... Лучше б её вовсе не было. А так, глянуть можно.

Всем спасибо!

Ещё о писателях на канале "Записки литературного панка":

Мой писательский путь, часть первая.

ВИДЕО: интервью с писателем Сергеем Шаргуновым.

Кто такой Ильдар Абузяров и почему он - один из самых интересных российских писателей.