Знали ли вы, что был такой крейсер "Рязань"? Ну, как крейсер... Изначально это был пароход русского Добровольного торгового флота и использовался как пассажирское, грузовое и почтовое судно. Но потом лёгким движением немецкой руки данный корабль превратился в военный вспомогательный крейсер и даже успел поучаствовать в некоторых морских баталиях в годы Первой мировой войны.
Началось всё с того, что Российской империи остро требовался на Дальнем Востоке новый флот взамен потерянного в ходе Русско-японской войны. Деньги на него собирали всей страной – вскладчину. Больше всех пожертвований собрали жители Рязанской губернии, поэтому самый большой пароход должен был получить имя Рязани.
Об этом радостно отчитался рязанский губернатор перед городской думой:
«Пароходам Добровольного флота по установившемуся обычаю присваиваются имена городов в той последовательности, в какой они находятся в списке пожертвований. Высочайшим соизволением самому крупному кораблю было присвоено имя Рязань».
"Рязань" была построена в 1909 году в немецком Эльбинге, на верфи «Шихау». Судно имело на палубах незаметные постороннему глазу фундаменты. На них без труда в случае необходимости можно было установить восемь 105-миллиметровых орудий, и товаро-пассажирский пароход мгновенно превращался в полноценный крейсер.
Пароход "Рязань" успешно курсировал на маршрутах между черноморским побережьем и портами Тихого океана. Однако вскоре началась Первая мировая война, Россия и Германия оказались врагами.
Карьера корабля «Рязань» прервалась в ночь с 3 на 4 августа 1914 года в злополучном Цусимском проливе. Пассажирское судно с грузом рельсов, вина и цитрусовых шло из Нагасаки во Владивосток и стало первой жертвой войны на море. Идущую без огней и опознавательных знаков «Рязань» подстерег и захватил германский крейсер «Эмден».
Пароход "Рязань" был отведен к Циндао в немецкую колонию в бухте Цзяочжоу (Китай). Немцы прекрасно помнили, что за корабль они строили для России. Там его довольно быстро перестроили в вооруженный вспомогательный крейсер германского флота путём перестановки артиллерийских орудий со старого корабля, который ввиду серьёзных повреждений не мог выйти в море. Переоборудованная «Рязань» была переименована в "Корморан" (в некоторых источниках упоминается как "Корморан II").
10 августа 1914 года «Корморан» (бывшая "Рязань") вышел из залива Циндао и отправился в на боевое задание в южной части Тихого океана. Ему на хвост почти сразу же сели два японских крейсера. Он долго скрывался от погони, пока в декабре 1914 года не приплёлся на остатках угля в гавань Апра острова Гуам без возможности куда-либо ещё добраться. И хотя до вступления США в войну оставалось ещё два с небольшим года, американцы не продали немцам уголь, но и интернировать корабль с командой как-то тоже не спешили. Те жили в порту на правах гостей.
7 апреля 1917 года на Гуам пришла весть о том, что США объявили войну Германии. Капитан крейсера «Корморана» Адальберт Цукешвердт решил затопить корабль, чтобы избежать его сдачи врагу. Корпус «Корморана» (бывшей "Рязани") лёг на дно.
Корпус «Корморана» (бывшей "Рязани") лежит на левом боку на глубине в 34 м. Рядом покоится японское судно Токай-Мару (Tokai Maru), потопленное американской подлодкой «Снейпер» в годы Второй мировой войны при следующих обстоятельствах:
"10 декабря 1941 года японцы захватили остров Гуам. В сорок третьем американская подлодка «Снейпер» выпустила торпеды по стоявшему недалеко от острова на рейде транспортнику «Токаи-Мару». Японский капитан направил судно к берегу, но по пути к спасению напоролся сильно просевшей кормой на острый форштевень лежавшей на дне «Рязани»".
С тех пор японец лежит на дне рядом с русским/немецким пароходом. Они объявлены памятниками военно-морской истории и внесены в Национальный реестр исторических мест США.
На протяжении долгих лет ныряльщики поднимали много артефактов с затонувшего «Корморана» (бывшей "Рязани"). Значительное количество этих предметов было пожертвовано Службе национальных парков.
Автор статьи: Денис Шибаев
Источники:
1) Статья "История крейсера «Корморан II», или как 100 лет назад «Рязань» затонула" от 31 марта 2017 года, опубликованная на сайте Делового Портала Ya62.ru;
2) Статья «"Рязань" как памятник» от 18.01.2015 года, опубликованная на сайте информационного агентства "МедиаРязань";
3) Статья «Корморан (вспомогательный крейсер,1909)» на сайте свободной энциклопедии "ВикипедиЯ".