Просторный 2-этажный дом в стиле уральского модерна с кирпичным 1 этажом и резным деревянным вторым красуется фасадом у высотки "Высоцкий" в Екатеринбурге. Доктор Исаак Сяно 100 лет назад принимал здесь своих пациенток. После революции дом отобрали, и Сяно сбежал на юг. Не принял революцию. Думал ли он, как судьба исправит его поступок?
Не заметить дом и больницу доктора Исаака Сяно в Екатеринбурге невозможно: здание стоит, демонстрируя фасад в стиле "уральский модерн" аккурат напротив троллейбусного кольца, что у библиотеки Белинского. Место козырное - обзор на дом отовсюду хорош, и справа возвышается знаменитый небоскрёб "Высоцкий".
Козырным было это место и 100 лет назад, когда доктор по "женским болезням" Исаак Сяно решился строить здесь себе дом. Я так говорю, потому что до Сяно ни у одного врача в Екатеринбурге не было своего дома.
Ведь что был Екатеринбург до революции? Всего лишь 60 тысяч населения. Преимущественно - деревянные дома. Каменные - лишь в самом центре, но и тут далеко не везде.
И вдруг гинеколог Исаак Сяно берёт в банке кредит, нанимает Ивана Казимировича Янковского - самого знаменитого дореволюционного архитектора - и строит внушительного размера (по тем временам) дом по соседству с костёлом. Костёл снесли после революции, а дом Сяно пережил и революцию, и войну, и не менее страшные 90-е.
...Исаак Абрамович родился в 1871 году в Дагестане. Гимназию закончил в Астрахани, а медицине выучился в Казанском университете. Получил там звание лекаря первой степени. К 1900 году приехал в Екатеринбург и здесь устроил себе медицинскую практику.
Дело своё знал достойно: в 1903 году поехал в Вену, чтобы перенять все современные европейские методы лечения женских недугов. Как сказали бы сейчас - окончил курсы повышения квалификации. Лечил дам по новейшим методикам.
Сяно был всем известным гинекологом - принимал только богатых горожанок. Услуги его стоили знатно. Недостаточно состоятельные пациентки к Сяно не ходили: для них действовал первый екатеринбургский роддом (потом, в 1916-м году, на месте его откроют Повивально-гинекологический институт).
В Музее истории Екатеринбурга говорят, что доктор Сяно несмотря на довольной продолжительное время жизни в городе так и не завёл крепких друзей. Однако удивления в этом нет, поясняют музейные работники: всему виной - специфичность его работы. Пациентки не приветствовали бы болтливость своего доктора.
А он между тем устроил всё для удобства приёма больных. Почти весь второй этаж нового дома - деревянный, ажурно украшенный резьбой по традициям стиля "уральский модерн" - был отдан под больницу. Жилые комнаты доктора занимали малую часть второго этажа и никак не пересекались с приёмным покоем.
Впервые новый дом Сяно был упомянут в газете "Уральский край" 17 октября 1910 года. Правда, историки считают, что стройка завершилась ещё к лету.
Большие окна второго этажа специально были сделаны для хорошего освещения - естественный свет облегчал работу медиков. Но вообще-то, мы сейчас, глядя на них, и не подумаем о практичности такого решения - в первую голову придёт мысль о красоте и о том, как органично такие окна выглядят на фасаде здания.
Нижний этаж изначально был задуман хозяином для сдачи в аренду: кредит-то надо было в банк отдавать. Вначале здесь поместилась контора Отто Шмидта и Герарда Гармсена - господа продавали локомобили из Германии, нефтяные двигатели из Швеции и другую зарубежную технику.
В 1913-м году появился новый арендатор - Рихард Штроль, который продавал авто и мотоциклетки из Германии. Любопытно, что продажей лишь техники Штроль не ограничился. То ли соседство с женской больницей послужило причиной, то ли что другое, но он выдумал продавать зарубежные средства конtрацepции. И знаете, они хорошо шли. Не хуже, чем автомобили.
Революция не сразу пришла на Урал. Сяно трудился до 1920-го, пока у него не отобрали дом. Мог и дальше работать - в том же Повивально-гинекологическом институте (это теперь Институт Охраны материнства и младенчества). Его бы взяли здесь с большим желанием - специалист высокого класса. Но увы, Сяно не желал лечить бедноту.
Сбежал из Екатеринбурга поближе к малой родине. Но в Дагестан не поехал - осел в Сочи. На советском курорте он продолжил частную практику - здесь оказалось, что заниматься подобным можно.
Исаак Абрамович благополучно прожил в Сочи 20 лет. И остался бы здесь и дальше, если бы не война. В начале войны уже в 70-летнем он вынужден был из Сочи эвакуироваться. Немцы наступали, и оставаться вблизи фронта еврею было крайне опасно.
И куда же отправляется в эвакуацию Сяно? На знакомый Урал, уверенный, что фашисты не дойдут до Свердловска-Екатеринбурга.
В бывшем доме доктора жили с десяток семей - здесь ещё с 1920-го года была коммуналка. Сяно прогуливался по улице, названной именем революционера Карла Либкнехта, всматривался в окна принадлежавшего когда-то ему дома...
В Свердловске было непросто - холодные зимы и мало продовольствия. Но Исаак Сяно пережил и то, и это. А вот с тифом, увы, не справился: и годы, и тяжёлое военное время сыграли свою роль. Хозяина дома-красавца в стиле "уральский модерн" не стало в 1945 году.
Ф
В конце 1950-х годов в часть помещений дома Сяно въехала Детская художественная школа №1. Тогда - первая и единственная, а теперь в Екатеринбурге их с десяток, а в Свердловской области - около 50. Коммуналки отсюда расселили только в 1980-х годах, позволив расширить учебные классы худшколы.
...Сразу у входа в художку, справа - круглая печка. Разумеется, нерабочая - сохраняют её для истории. Можно представить, как она топилась 100 лет назад, давая тепло и нижнему магазину, и верхним помещениям женской больницы доктора Сяно.
Приглашаю подписаться на ⏭ мой канал. Я живу на Урале, в Екатеринбурге, пишу и о малой своей Родине, и о большой.
Другие публикации канала на близкие темы:
⏭ В последние годы у нас строится много школ
⏭ Записала детей в бесплатные кружки - выгодно и полезно
⏭ Екатеринбург - что хорошего? Тест