Найти в Дзене
Галина Юзефович

О чем должны (и не должны) писать женщины

Сегодня стало известно, что жюри Женской премии за художественную литературу во главе с прошлогодной Букеровской лауреаткой Бернардин Эваристо присудило награду за 2020 год роману Сюзанны Кларк «Пиранези».

На русском он вышел в конце прошлого года в замечательном переводе Екатерины Доброхотовой-Майковой и, как мне кажется, остался у нас досадно незамеченным.

Сюзанна Кларк «Пиранези»
Сюзанна Кларк «Пиранези»

После великого и прекрасного романа Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» публика ждала от писательницы чего-то столь же масштабного, а получив скромную как по замыслу, так и по объему книжку-игрушку, почувствовала себя если не вовсе обманутой, то во всяком случае слегка разочарованной.

Странный гибрид детектива и «низкой» фэнтези (то есть такой, в которой магический, зачарованный мир существует параллельно с миром реальным, обыденным и привычным), камерная пьеса для трех героев в интерьере, «детские» отсылки к «Нарнии» Клайва Льюиса — разве этого мы ждали без малого шестнадцать лет от создательницы мира Короля-Ворона, изобретательницы викторианского чародейства и открывательницы эльфийских холмов?

Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»
Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»

На мой взгляд, именно этого. Не обладая пафосом и поистине эпическим размахом «Джонатана Стренджа и мистера Норрелла», «Пиранези» в то же время может похвастаться достоинствами, предыдущему роману Кларк, увы, не присущими: элегантной продуманностью каждого слова, а главное убористым и минималистичным совершенством композиции.

Впрочем, бог с ним — о самом романе я уже писала довольно подробно и не хочу повторяться. А вот о чем стоит, как мне кажется, поговорить, так это о нынешнем решении жюри Женской премии — необычном и, на мой взгляд, исключительно плодотворном.

Любая общественная институция, имеющая в своем названии слово «женская», автоматически воспринимается как гендерно заряженная. То есть если литературная премия «женская», то она скорее всего вручается не просто женщинами и женщинам, но, предположительно, еще и за книги про женщин и их борьбу за что-то хорошее (чаще всего за свои права). И вот с этой-то концепцией, в последние годы ставшей абсолютным мейнстримом, и решила в этом году поспорить Женская премия за художественную литературу.

«Это решение прекрасно обобщает все то, что для нас воплощает Женская литературная премия в целом, — сказала в интервью после вручения премии Сара-Джейн Ми, входившая в этом году в жюри. — Когда говорят о женском письме, по большей части имеют в виду, что женщины должны писать о своем опыте, что женские истории должны быть услышаны. Это все, конечно, очень важно, но на практике это ограничивает женскую свободу творчества и загоняет писательниц в узкие рамки».

В этом контексте «Пиранези» — вызывающе эскапистский, намеренно и рефлексивно антиреалистичный, предельно далекий от любой актуальной проблематики, оказывается выбором одновременно парадоксальным и очевидным.

Сюзанна Кларк
Сюзанна Кларк

Да, это отличная книга, написанная женщиной. Да, среди ее читателей женщин наверняка будет большинство (просто потому, что читатели вообще в основном женщины). Да, женщина имеет полное право писать о чем угодно — и о загадочном параллельном мире, и о магии, и о птицах, и о водорослях или ракушках. Да даже о мужчинах, вы не поверите.

Пару лет назад я делала интервью с моим любимым Вьет Тхань Нгуеном, и он сказал мне вот что:

«В Америке считается, что если ты принадлежишь к национальному меньшинству, то писать ты должен обязательно с опорой на автобиографический материал. Предполагается, что твоя собственная история должна стать как бы ключом к истории твоего народа, твоей культуры и так далее».

Вот и с женщинами похожая история: с одной стороны, их, вроде бы, поощряют писать, а с другой — ограничивают и сковывают в выборе тем. Женщина? Пиши о том, что знаешь на собственном опыте! Расскажи, как тебя насиловали, притесняли, объективировали. А просто классные истории оставь мужчинам — не забивай этим свою хорошенькую головку, дорогая.

Писательницы, номинированные на Женскую премию за художественную литературу
Писательницы, номинированные на Женскую премию за художественную литературу

«Пиранези» Сюзанны Кларк отлично показывает, что женщина (в том числе женщина-писательница) может быть какой угодно — в диапазоне от несгибаемого борца до безответственной сказочницы. Спектр ее ролей так же широк, как и у мужчин. И нынешний выбор Женской премии за художественную литературу этот тезис подтверждает и легитимизирует.

А, да, забыла сказать: в «Пиранези», конечно же, есть сильный женский персонаж. Но дело не в этом.

А что Вы думаете? Подписывайтесь на мой канал в Дзене и оставляйте комментарии.