Найти в Дзене
Кошка с книжкой

Как Константин Симонов помог очистить имя поэта Мусы Джалиля, обвиненного в предательстве родины

Оглавление

1946 год МГБ СССР начало розыск поэта Мусы Джалиля. Через год он был объявлен особо опасным преступником, предавшим родину и перешедшим на сторону врага. Еще через 10 лет Муса Джалиль был удостоен Ленинской премии за сборник стихов "Моабитская тетрадь" и посмертно награжден званием Героя Советского Союза. О том как из предателя родины поэт превратился в героя и какую роль в этом сыграл Константин Симонов в этой статье.

Памятник Мусе Джалилю в Казани. Фото benzinych.ru
Памятник Мусе Джалилю в Казани. Фото benzinych.ru

Первый человек уходит на фронт

В 1941 году Муса Джалиль находился в зените своей славы. Председатель Союза писателей ТАССР, поэт, переводчик и драматург. В тридцатых годах он переехал из Москвы в Казань, где активно и очень продуктивно работает. Муса пишет стихи, песни, поэмы и статьи для периодических изданий. Он становится по-настоящему знаменит. Стихи Мусы переводят на русский, по его произведениям ставят оперы, его знают, любят и уважают.

Муса Джалиль. Фото из открытых источников
Муса Джалиль. Фото из открытых источников

Джалиль был невероятно деятельным человеком, активным, умным, талантливым. Успевал не только писать сам, но и переводить многих великих поэтов на татарский язык. Именно благодаря Мусе Джалилю на татарский язык были переведены стихи Пушкина, Некрасова, Шевченко и многих других поэтов. В начале великой отечественной войны не было в культурной жизни Татарстана более влиятельного человека, чем Муса Джалиль.

В июне 1941 года грянула война. Для Джалиля не стоял вопрос идти на фронт или остаться, хотя к тому времени он занимал такие посты, что мог остаться в тылу. Но не такой человек был Джалиль, чтобы отсиживаться за спинами других. Муса попросился на фронт добровольцем. До 1942 года Муса работает военным корреспондентом, участвует в боевых операциях. В одной из них поэт был тяжело ранен в грудь и попал в плен. С этого времени жизнь Мусы Джалиля начинает обратный отсчет.

Работая на врага

Прости меня, твоего рядового,
Самую малую часть твою.
Прости за то, что я не умер
Смертью солдата в жарком бою.
Кто посмеет сказать, что я тебя предал?
Кто хоть в чем-нибудь бросит упрек?
Волхов — свидетель: я не струсил,
Пылинку жизни моей не берег.
Прости меня, Родина. Муса Джалиль

В 1942 году Муса Джалиль попадает в плен к врагу. Тут стоит сказать, что именно в это время Вермaxт решает создать боевые отряды из представителей малых народов СССР. Раненого Джалиля определяют в батальон Идель-Урал, деятельность которого должна быть направлена против СССР.

Муса, который всем сердцем любил Родину, мечтал о победи над врагом, вдруг оказывается у врага на службе. Это очень тяжелое испытание для любого человека. Но я уже писала, что Муса не привык отступать. Рискуя жизнью, он вступает в подпольную организацию, цель которой развалить Идель-Урал, помочь всем попавшим в беду землякам сбежать на Родину, максимально саботировать планы немцев. Мусе поручают культурно просвещать солдат в разных батальонах, отбирать таланты для хоровой капеллы. Он свободно перемещаться между батальонами. Поначалу никто не подозревает в этом приятном, обходительном молодом мужчине двойного агента. Муса внешне покорен. Формирует хор, работает. Но на самом деле раздает листовки подпольной типографии, готовить побег солдат, помогает выполнять задания тайной группы. Так же Муса связан с подпольной организацией под названием «Берлинский комитет ВКП(б)», возглавляемой полковником Николаем Степановичем Бушмановым. Благодаря работе группы, 825 батальон Идель-Урала почти в полном составе переходи на сторону белорусских партизан.

Тюрьма Моабит. Фото frankfallaarchive.org
Тюрьма Моабит. Фото frankfallaarchive.org

Такое событие привело командование в ярость, на группу начинается охота. Выдала их печатная машинка, на которой западала одна буква. Именно по напечатанным листовкам удалось выйти на руководителя группы. Были арестованы 40 человек. На Джалиля донес один из провокаторов. На этом "легкий плен" для Мусы Джалиля был закончен.

Оставшийся год жизни он проведет в тюрьме Моабит. После года заключения Муса и еще 11 участников сопротивления будут казнены.

Тем временем на родине

На родине о Мусе не было никаких известий. После того как он попал в плен 1942 году, никто из родных и близких не получал от него вестей. Смею предположить, что командованию стало известно, что Муса был частью легиона Идель-Урал. Его объявили в розыск, а позже, когда участие его во вражеском формировании подтвердилось, Мусу Джалиля объявили опасным преступником.

За квартирой его жены была установлена слежка, каждый раз ее вызывали на допросы, требуя отчета где и с кем она встречалась, о чем говорила и где прячется ее муж. Произведения Мусы перестают печатать. Его имя покрыто позором.

Муса Джалиль. Фото из открытых источников
Муса Джалиль. Фото из открытых источников

Помощь Константина Симонова

В защиту Джалиля начинают говорить его стихи. С разных сторон и разными путями тетради его стихов попадают на родину. Бывший военнопленный Нигмат Терегулов отдал Союзу писателей Татарстана тетрадь с десятками стихов Мусы Джалиля. Через год участник сопротивления бельгиец Андре Тиммерманс принес в брюссельское консульство СССР "Моабитскую тетрадь" Джалиля, которую он смог вынести из тюрьмы. Тетрадь передал ему сам поэт незадолго до смерти. В советское посольство в Риме турецкий подданный Казим Миршан передал еще одну тетрадь со стихами Джалиля.

"Моабитская тетрадь" Мусы Джалиля.
"Моабитская тетрадь" Мусы Джалиля.

Один из татарских писателей показал Константину Симонову стихи поэта и попросил помочь восстановить его доброе имя. Симонов обещал помочь. В 1949 году Лев Френкель перевел несколько стихов "Моабитской тетради", а Константин Симонов подготовил их к печати в "Новом мире", где он был главным редактором. Но цензура не пропустила. Симонов не остановился на этом, он обратился за помощью к руководству МГБ, но разрешение опубликовать стихи так и не получил.

Все это время шло расследование по делу Мусы Джалиля. Была установлена его подпольная деятельность, дальнейший арест и героическая смерть. В 1952 году дело в отношении Джалиля было прекращено.

Константин Симонов
Константин Симонов

В 1953 году, Константин Симонов, уже редактор "Литературной газеты" вновь возвращается к стихам Джалиля. На этот раз никаких препятствий для публикации он не встречает. Под руководством Симонова в "Литературной газете" публикуются стихи Джалиля и статьи о его подвиге и творчестве. В 1956 году Симонов разыскал Андре Тиммерманса и взял у него интервью о последних месяцах жизни поэта. Статья "Сосед по камере" была встречена с восторгом. Имя Мусы Джалиля было полностью очищено. В том же году он получил звание Героя Советского Союза, а годом позже за сборник стихов "Моабитская тетрадь" Муса Джалиль посмертно получил Ленинскую премию.

Последнее слово

"Моабитская тетрадь" - невероятное по силе духа произведение, в котором минуты отчаяния перемежаются с лучами надежды. Тетрадь заканчивается стихотворением "Новогодние пожелания" и датировано 1 января 1944 года. Зная историю этого великого человека, я искренне поражаюсь его силе духа и вере в жизнь, когда для надежды уже не осталось места.

Здесь нет вина. Так пусть напитком
Нам служит наших слез вино!
Нальем! У нас его с избытком.
Сердца насквозь прожжет оно.
Быть может, с горечью и солью
И боль сердечных ран пройдет…
Нальем! Так пусть же с этой болью
Уходит сорок третий год.
Уходишь, борода седая,
Навеки землю покидая?
Ты крепко запер нас в подвал.
Прощай! На счастье уповая,
Я поднимаю мой бокал.
Довольно жизням обрываться!
Довольно крови утекло!
Пусть наши муки утолятся!
Пусть станет на душе светло!
Да принесет грядущий Новый
Свободу сладкую для нас!
Да снимет с наших рук оковы!
Да вытрет слезы с наших глаз!
Согрев целебными лучами,
Тюремный кашель унесет!
И в час победы пусть с друзьями
Соединит нас Новый год!
Пусть будут жаркие объятья
И слезы счастья на очах!
Пускай в честь нас печет оладьи
В родном дому родной очаг!
Да встретятся жена и дети
С любимым мужем и отцом!
И чтобы в радостной беседе,
Стихи читая о победе
И запивая их вином,
Истекший год мы провожали
И наступающий встречали
За пышным праздничным столом!
1 января 1944. Муса Джалиль

А вы читали стихи Мусы Джалиля? Какое стихотворение ваше любимое? Давайте обсудим.

#литература #подвиг героя #чтение #муса джалиль #константин симонов