Найти тему
Mishootka Gamer

Обзор Metro Exodus – родные мотивы и переизбыток стелса ☢️

Последняя часть популярной серии взяла новую планку, но удалось далеко не все

В игре хватает и странных сюжетных ходов, и антисоветской "клюквы"... Но в целом она остается хорошим сюжетным шутером, пусть и с некоторыми проблемами
В игре хватает и странных сюжетных ходов, и антисоветской "клюквы"... Но в целом она остается хорошим сюжетным шутером, пусть и с некоторыми проблемами

Начнем с того, что Metro Exodus несколько отличается от своих предшественниц. Так что сравнивать ее с ними как-то странно – там ведь не было ни попытки воссоздать открытый мир, ни ряда других нововведений. И сопоставлять ME с другими сюжетными шутерами тоже, увы, не получается. Все-таки это довольно самобытная серия, а не Fallout 4 какой-нибудь. Так что давайте так – поговорим про Metro Exodus как про вещь в себе. Насколько хорошо она играется, работают ли механики, которых раньше в серии не было, а здесь они появились…

И вообще – удачной ли получилась игра?

Прощай, подземка

Начинается игра… как бы не с начала. Главный герой – уже знакомый нам Артем. Да и многие другие персонажи уже появлялись в предыдущих частях. Из-за этого человек, с серией незнакомый, поначалу может почувствовать себя некомфортно – с ним не церемонятся, а просто вываливают на него кипу диалогов с кучей людей. Немного исправляет ситуацию наличие Анечки, с которой у Артема к началу игры уже сложился прочный союз. Так что бороться за любовь тут не придется – зато всегда будет, кому поддержать и сказать пару ласковых.

Начинаем мы все в той же до боли знакомой московской подземке. И она уже выглядит немного по-новому – лучше графика, добавлены какие-то новые фишки. Но быстро становится ясно, что все это лишь пролог. И снова проводить львиную долю времени в узких тоннелях нам не придется. Metro Exodus – это игра в открытом мире. И она совсем про другое.

Структурно игра поделена на несколько частей. И локации, в которые мы попадаем, действительно сильно различаются. От Волги до Каспия нас встречают то заснеженные пейзажи и затопленные церкви, то бескрайняя пустыня с пылевыми бурями. В Metro появился новый элемент – возможность открывать и изучать карту, находить скрытые локации и выбирать, какое задание вы пойдете проходить первым. И поначалу такая свобода действий цепляет – ты чувствуешь, что в этот раз не идешь «по коридору».

Правильной дорогой

И здесь игра натыкается на несколько костылей, которые явно связаны с отсутствием у разработчиков опыта создания открытых миров. Сами локации в целом сделаны хорошо. Но вот то, как их иногда приходится проходить – не очень. Начнем с того, что на максимальном уровне сложности (а мы проходили именно так) игра практически заставляет тебя играть через стелс. Ведь, если ты собираешься зачищать все точки интереса на карте, патронов просто не напасешься. А вот стелс никогда не был сильной стороной Metro. ИИ врагов довольно-таки глупый. Сам дизайн локаций и траектория, по которой ты зачищаешь их «по-тихому», тоже ничего интересного из себя не представляют.

Если хотите вдоволь пострелять, проходить игру на максимальном уровне сложности не рекомендуем - патронов будет постоянно не хватать
Если хотите вдоволь пострелять, проходить игру на максимальном уровне сложности не рекомендуем - патронов будет постоянно не хватать
В итоге, если ты проходишь на высоком уровне сложности, то толком и пострелять из оружия не удастся. А все, что ты будешь делать – ползать по земле и выключать одного не слишком умного противника за другим. Есть, конечно, «воздушка», но от постоянного подкачивания воздуха в эту пушку можно и с ума сойти, а урона она наносит очень немного.

Кстати, об оружии – в целом представленный ассортимент довольно неплох. «Пушки» хорошо выглядят и ощущаются. И вшит интересный механизм «прокачки», в ходе которой можно скрафтить один и тот же ствол очень по-разному. И от этого еще печальнее, что пострелять нам в игре толком не дают.

Судите сами – для получения хорошей концовки вы практически всю игру должны пройти по стелсу. В монстров стрелять можно, но их не так уж много. А вот в людей – ни-ни. То есть нам предлагают сюжетный шутер, в котором… нельзя стрелять, если хочешь добыть правильную концовку.

И нет, тут речь не о том, что есть «добрая» и «злая» концовка. Есть «плохая» и «хорошая», и хорошая доступна только в режиме стелса. Нет, конечно, убивать людей это плохо, но… Морализаторство в шутане? Нет, ребята, если вы делаете сюжетный шутер, дайте людям пострелять! Кто-то, возможно, скажет, что Metro - это не просто стрелялка, но еще и выживалка! Вот только элементы выживалки здесь всегда были, скорее, для атмосферы - но никакой геймплейной нагрузки они в себе не несут.

Еще стоит добавить, что и сам открытый мир не так хорош, как хотелось бы. По сути, просто добавлена некоторая вариативность прохождения, и иногда если делать все не в правильном порядке, то можно пропустить целые куски квестов. И ты все равно ограничен рамками не таких уже больших по размеру локаций.

Антисоветчину заказывали?

Конечно, странно удивляться тому, что в игре по книгам Дмитрия Глуховского много «жирной» антисоветщины. Если вам понравились книги, то, допустим, регулярное изображение СССР как бесчеловечной «империи зла», никакого негатива у вас не вызовет. Но будем честны – в игру ведь играет множество людей, с творчеством господина Глуховского совсем незнакомых.

И тут все неоднозначно. В основной сюжетке характерного для книг «Метро» антисовка вы практически не встретите. Да, есть ачивка за уничтожение памятника Ленину. Да, местами проскальзывает что-то не лестное про СССР. Но в целом этого очень мало, так что на ощущениях от игры это никак не сказывается.

Зато в дополнении «Два полковника» разработчики отыгрались на полную. Хорошее в целом DLC примерно на середине пути полностью посвящено очернению советских идеалов и быта. Выглядит это очень странно, ведь местом действия является новосибирская подземка (кстати, как человек, живший в Новосибирске, могу сказать, что некоторые моменты порадовали), и весь этот экскурс в советское прошлое тут выглядит как-то некстати. Потому что на секундочку произошел апокалипсис, и речь уже идет про других людей и другие времена. Так что такое «оживление» СССР в целях публичной порки нам кажется достаточно глупым и притянутым за уши.

Впрочем, мы понимаем, что многие люди равнодушно относятся ко всей это «политоте», так что для них все вышеперечисленное не будет работать ни в отрицательную, ни в положительную сторону.

Такой родной постапокалипсис

Может показаться, что игра нам не понравилась. Нет, это вовсе не так. Мы считаем, что у нее есть свои проблемы, которые могут помешать вернуться к ней после первого прохождения, но в целом Metro Exodus вполне заслуживает того, чтобы потратить на нее какое-то время. Особенно нам, жителям постсоветского пространства.

Персонажи сделаны в Metro Exodus довольно хорошо. В том числе и Мельник, историю которого мы можем завершить в дополнении Два полковника
Персонажи сделаны в Metro Exodus довольно хорошо. В том числе и Мельник, историю которого мы можем завершить в дополнении Два полковника

Потому что, если уж разработчики что-то и смогли – так это добавить «теплоты» в компанию этого поезда, который мчится сквозь постапокалиптическую страну. Ты то спасаешь женщину с ребенком, которая очень тепло и «по-нашему» говорит тебе слова благодарности. То пьешь водку с приятелями, слушая песни под гитару. То зацепляешься языком с попутчиком криминальной внешности, уничтожая одну папироску за другой. Атмосфера родной реальности и постапокалипсиса в игре выполнена просто великолепно – это касается и работы художников, и работы над характерами. Все эти добродушные Степаны, верные Анечки, хитроватые Кресты и другие персонажи сделаны вполне убедительно, и со своей задачей на протяжении игры справляются.

Единственное, что несколько коробит – это «немота» Артема, который просто слушает все, что ему говорят, а сам не способен не то чтобы повлиять на ход диалога, а выдать хоть какую-нибудь фразу. Это еще одна особенность игры, которая при увеличении масштаба происходящего начала выпирать не лучшим образом. Но какой-то критичной проблемой это не является, и напрягает лишь местами.

Итог. Metro Exodus – это хорошая игра, которая вполне достойна продолжила одну из главных постапокалиптических серий. Да, в ней есть очевидные проблемы, и не каждый вернется к ней после первого прохождения. И все же радует, что проекты в «родном» сеттинге сегодня берут такую планку качества.

А вам понравилась Metro Exodus? Поделитесь своей оценкой в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!

#компьютерные игры #обзоры игр #metro exodus #постапокалипсис игры #шутеры от первого лица #игры про россию #metro 2033