Найти тему

Почему ребенок не говорит

ЗРР – задержка речевого развития, то есть позднее овладение речью. Это общее понятие, которое не дает ничего для коррекционной работы с ребенком.

Причины ЗРР можно разделить на:

· Физиологические

Диспраксия – нарушение способности совершать целенаправленные действия по заданному плану.

Нас интересует артикуляционная диспраксия. Она делится на 2 вида:

Афферентная артикуляционная диспраксия – способность воспроизводить изолированные звуки.

Эфферентная артикуляционная диспраксия – способность воспроизводить серии звуков. Требуется умение совершать переключение с одной позы на другую.

Признаки артикуляционной диспраксии:

· Ребенок говорит одним слогом: первым или ударным

· Не может удержать простую моторную программу

· При афферентной артикуляционной диспраксии наблюдается смазанность речи

· Нарушение слоговой структуры слова: персеверации (повторение слога: молоко - мололоко), антиципации (уподобление одного слога другому: дерево - дереро), упрощение ССС (пропускает слоги: собака - бака)

· Ребенок неуклюжий, собирает все углы, спотыкается на ровном месте.

Речевая слуховая агнозия – это нарушение слухового восприятия, которое встречается не только у детей, но и у взрослых. Это неспособность распознавать звуки: шум дождя, звон колокольчика, интонацию, тембр, схожие слова. Страдает фонематический слух – способность слушать и слышать звуки речи при сохранном физическом слухе. Поэтому ребенок говорит так, как слышит.

Слухоречевой агнозик может слышать некорректно инструкцию, понимая, что надо что-то дать. Может принести вместо кружки вилку, произносит: «ай йку».

Ребенок со слуховой агнозией имеет лепетную или птичью речь. Понимание речи может быть сохранно, может быть нарушено частично. Ребенок не видит ошибок при произношении слов. Например, вы говорите гусь, ребенок говорит дусь, не замечая ошибок в произношении.

Дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодики вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, речевого, артикуляционных отделов).

Как проявляется дизартрия:

· Позднее развитие речи: первые слова малыш говорит в возрасте 1,5-3 лет, а фразы еще позже

· В речи малыша имеет место неправильное произношение отдельных звуков или даже слогов, которое трудно поддается коррекции

· Закрепление правильного произношения звуков (автоматизация) требует значительно большего времени, чем обычно

· Во время общения малышу тяжело говорить, он задыхается из-за того, что его дыхание становится поверхностным и неритмичным

· Есть тенденция к изменению тембра голоса, он становится либо слишком высоким, переходящим на писк, либо непривычно приглушенным, тихим

· Возникает ощущения, что у ребенка заложен нос, хотя при осмотре носовых путей это не подтверждается

· Неестественно монотонная речь у ребенка, зачастую без эмоциональной окраски и смены пониженных и повышенных тонов

· Речь либо слишком быстрая, либо сильно замедленная, и при этом все такая же невнятная

· Заметная слабость артикуляционных мышц. Ребенок или слишком сильно сжимает губы, или не смыкает их вообще. Наблюдается значительное слюнотечение, не связанное с прорезыванием зубов. Иногда из приоткрытого рта может свешиваться язык, мышцы которого также недостаточно иннервированы.

· Ограниченная мимика, ребенок редко улыбается

· Есть определенные проблемы с жеванием, ребенок может отказываться от твердой пищи

· Малышу трудно полоскать ротик после еды или чистки зубов

· Заметны неуклюжесть в движениях, сложности с выполнением физических упражнений во время зарядки, проблемы с выполнением танцевальных движений и восприятием музыки, ее ритма

· Могут появиться непроизвольные неконтролируемые движения (гиперкинезы) во время разговора и других артикуляционных движений

· Иногда наблюдается дрожание кончика языка.

· Часто язык отклоняется вправо или влево.

  • Социальные причины:

Мотивация.

Когда родители выполняют все просьбы ребенка, то у него отпадает потребность в полноценном общение. Потому что все вокруг его понимают, значит можно не напрягаться.

Синдром «Маугли».

Ребенок отрезан от социализации, потребности в общении нет.

Педагогическая запущенность.

Родители не занимаются развитием ребенка. Его интеллектуальные способности гораздо ниже, чем у сверстников.

Больше информации про запуск речи я рассказываю на курсе «Запуск речи». Записаться на курс можно по ссылке http://vkirsanova.tilda.ws/kursrech