Найти в Дзене
Процент | Credit.Club

КЭП — почти собственноручная подпись, только электронном формате. Когда она полезна?

Оглавление
Если нужно подписать документы онлайн, используется квалифицированная электронная подпись. В этой статье расскажем, что это такое и как она работает
Если нужно подписать документы онлайн, используется квалифицированная электронная подпись. В этой статье расскажем, что это такое и как она работает

Среди всех видов электронных подписей КЭП — самая регламентированная государством подпись. Она находится под особым контролем. Её работа регулируется Федеральным законом, разработка ключей контролируется ФСБ, а выпуск сертификата находится под надзором Минкомсвязи ( № 63-ФЗ от 06.04.2011).

Документы, подписанные КЭП, имеют юридическую силу без дополнительных соглашений. Это значит, что если ей подписать договор займа или акт на поставку, они вступят в силу точно так же, если бы их собственноручно в бумажном варианте.

Источник: статья «Что такое квалифицированная электронная подпись»

Зачем нужна

Основная задача КЭП — перевести доступный документооборот в удобную удалённую электронную форму. С её помощью можно подписывать многие документы и они будут иметь юридическую силу.

Чаще всего её используют на торгах. Чтобы получить к ним доступ, КЭП — обязательное требование.

Также она распространена среди предпринимателей. Представьте, что бизнесмен из Владивостока решил купить склад в Москве. Чтобы ему лишний раз не лететь через всю страну, он с помощью КЭП проводит сделку.

В других случаях с помощью КЭП предприниматели заключают сделки на поставки, ведут внутренний документооборот в компании или взаимодействуют с государственными структурами. Например, сдают отчётность или подписывают документы с ПФР.

Ещё один вариант использования КЭП — в сделках по займам под залог недвижимости. Подпись позволяет дистанционного зарегистрировать обременение на объект залога в Росреестре. Так для залогодателя сделка становится проще: получить деньги он может не выходя из дома.

Зачем нужна КЭП:

  • чтобы участвовать в торгах,
  • дистанционно заключать сделки,
  • сдавать отчётность в налоговую или пенсионный фонд,
  • вести электронный документооборот,
  • работать с государственными системами,
  • удалённо регистрировать обременение при займах или кредитах под залог недвижимости.

Как получить

Саму квалифицированную подпись получить нельзя. Выдаётся сертификат — инструмент, с помощью которого можно подписывать документы. Он может находится на специальном носителе или хранится в личном кабинете владельца на защищённом сервере.

Чтобы начать пользоваться КЭП, следует подготовить документы и подать заявление в удостоверяющий центр на выпуск сертификата.

-2

Общий алгоритм получения сертификата КЭП

Этап 1. Подать заявку в удостоверяющий центр. Это компании, которые прошли аккредитацию Минкомсвязи Р Ф и имеют права выпускать сертификат КЭП. Кто попало не имеет право заниматься этой деятельностью.

Этап 2. Дождаться звонка или встречи с менеджером центра. Он расскажет, какие документы необходимо подготовить для подачи заявки для выпуска сертификата.

Этап 3. Подготовить документы и оплатить выпуск сертификата.

Этап 4. Дождаться проверки документов. Специалисты проверят корректность заполнения данных и сверят поданные документы. Если что-то не так, вернут на исправление.

Этап 5. Подписать договор и расписку о получении сертификата.

Этап 6. Получить сертификат на носителе или в личном кабинете удостоверяющего центра.

Какими бывают электронные цифровые подписи — ЭЦП

Есть три основных вида электронных подписей: простая — ПЭП, неквалифицированная — НЭП, квалифицированная — КЭП. Каждая из подписей позволяет идентифицировать юридическое или физическое лицо, а также удалённо подписывать документы.

Ключевая разница — степень защиты. КЭП обладает наивысшей степенью защиты: она сертифицирована ФСБ и обладает юридической силой без дополнительных соглашений.

-3

Что в итоге

  1. КЭП — почти собственноручная подпись, только электронная.
  2. Обладает юридической силой.
  3. С её помощью подписывают большое количество документов, заключают сделки и ведут документооборот с государством.
  4. Имеет наивысшую степень защиты относительно ПЭП и НЭП.
  5. Чтобы начать пользоваться КЭП, нужно получить сертификат.
  6. Сертификат КЭП можно получить только в сертифицированном удостоверяющем центре.