Найти тему
O K

Гавань Мандраки. Родос

В гавани Мандраки находятся самые главные символы Родоса - скульптуры оленя и оленихи на символических колоннах, грандиозный форт Святого Николая, византийские мельницы на пирсе, Благовещенский собор и монументальные административные здания, построенные итальянцами в начале XX века.

В древние времена гавань Мандраки служила военным портом Родоса. В период османского владычества она была заброшена, и только после освобождения Родоса итальянцами в 1912 году здесь были проведены строительные работы, придавшие гавани современный вид.

Форт Святого Николая - наиболее заметный исторический объект, расположенный в гавани Мандраки. Этот символ Родоса, увенчанный маяком, находится на пирсе, на котором расположены и три средневековые мельницы. Форт Святого Николая был основан в 1464 году, Он первым принимал удар неприятелей, нападавших на рыцарей-иоаннитов. А в мирное время в форте располагалась таможня.

На пирсе с мельницами всегда много туристов-фотолюбителей. С него открываются замечательные виды не только на гавань Мандраки, но и на порт Родоса, и на крепостные стены Старого города.

Но самое популярное место у фотолюбителей в гавани Мандраки - пирс, на котором возвышается колонна с прославленной фигурой оленя. Вторая колонна - с фигурой оленихи - установлена на противоположном пирсе у форта Святого Николая, по другую сторону от входа в гавань Мандраки. Согласно легенде, на том месте, где сейчас возвышаются эти колонны, раньше стояли ноги огромного Колосса Родосского - гигантской статуи бога Солнца Гелиоса. Эту статую назвали "Седьмым чудом света". Предположительно, Колосс был создан в 294 году до нашей эры и рухнул во время сильного землетрясения в 226 году до нашей эры.

Изображение легендарного гиганта - чуда света в родосском порту - продолжают тиражировать на туристических картах и в разных литературных изданиях, несмотря на то, что историки весьма скептически относятся к этой мифологической версии, считая её маловероятной и недостоверной.

Воссоздавать историю на Родосе начали итальянцы в начале XX века. На свой вкус и манер они построили в гавани Мандраки католическую церковь Святого Иоанна, позднее, в 1948 году, превращённую в православный Благовещенский собор. Итальянцы возвели храм по образу разрушенной средневековой готической церкви Святого Иоанна, примыкавшей к дворцу Великого магистра в Старом городе Родоса.

Во время строительства Благовещенского собора итальянцы ориентировались на средневековые чертежи и старались максимально воссоздать облик разрушенного храма, возведённого рыцарями-госпитальерами. Высокая колокольня с часами расположена у бокового входа в церковь, обращенного к гавани.

Внутрь Благовещенского собора может войти любой желающий. В храм в горячий туристический сезон заходят не столько верующие, сколько экскурсионные группы, постоянно сменяя друг друга.

Мы случайно вклинились в плотный туристический поток, и внезапно оказались практически в пустом соборе. По выходным дням в Благовещенском соборе часто проходят венчания, и тогда экскурсионные группы ограничиваются только внешним осмотром храма.

На площади перед Благовещенским собором установлен изящный фонтан. Он создан как копия знаменитого фонтана Гранде из итальянского города фонтанов Витербо. Фонтан этот был вначале установлен в 1911 году на одной из вилл в Риме, пока хозяин не продал его Министерству образования Италии, которое в 1925 году установило фонтан в гавани Мандраки.

За Благовещенским собором расположен небольшой парк у набережной, ведущей к самым лучшим городским пляжам. Гавань Мандраки с этой стороны ограничивается пирсом, на котором расположен Морской клуб Родоса с открытым плавательным бассейном.

На площади у набережной установлена статуя Победы. Это памятник военным, погибшим во время Второй Мировой в 1943-1945 годах при освобождении островов Додеканеса.

Большую часть набережной занимает внушительное здание, построенное около 1927 года архитектором Ди Фаусто. Главный фасад этого здания слегка напоминает облик знаменитого венецианского Дворца Дожей.

Это здание во времена итальянской оккупации назвали Губернаторским дворцом (Palazzo del Governo). При итальянцах в нём располагалась резиденция губернатора, сейчас его занимает префектура Родоса.

Вместе с Губернаторским дворцом итальянцами в 1927 - 1929 годах на набережной гавани Мандраки были построены и другие монументальные здания - пожарной части, банка, суда, главпочтамта и муниципального театра.

Итальянцы, полагая что Родос будет принадлежать Италии вечно, не жалели денег на благоустройство острова.

На набережной гавани Мандраки расположено внушительное строение, построенное итальянцами в стиле ар-деко, и носящее название Неа Агора, что переводится как "новый рынок".
Несмотря на то, что все строения, возведённые итальянцами, безусловно, представляют собой художественную и архитектурную ценность, всё же они напоминают о печальном периоде итальянского правления правительства Муссолини на острове.

В предыдущих статьях я рассказывала об археологическом заповеднике Филеримос, долине бабочек и акрополе Линдоса на Родосе, в обустройство которых итальянцы тоже внесли свой вклад.