Продолжаю представлять обзоры книжных новинок по темам военно-морской истории, боевым кораблям и вооружениям. Делаю это в большей степени для систематизации собственной библиотеки, а не для рекламы. Считаю отметить, что меня не связывают "деловые" отношения ни с авторами (кроме знакомства с некоторыми), ни, тем более, с продавцами и издательствами. Все книги приобретены за личные средства, для личного пользования. Представляю только те книги, которые лично удалось купить для себя: "чего не имею - о том не говорю, здесь". Обзор начат с книг, изданных в конце 2019-начале 2020 годов, сейчас большинство книг уже относятся к 2021-2021 годам. И я не рекламирую книги, ваше дело покупать их или нет, есть много людей , которые вообще книги не читают, и спокойно живут ))).
Предлагаемая книга является НОВИНКОЙ, она была издана в 2021 году (судя по выходным данным), а я ее купил в известном интернет -магазине на букву "Л", доставка была 5 февраля. И с учетом "Гуаскара" это ВТОРАЯ книга 2021 года издания в моем обзоре на Дзене за 2021 год. В магазине она предлагалась по цене 1521 рублей, но с моей максимальной скидкой она обошлась мне (и сейчас предлагается) за 913 рублей. Много или мало это я сейчас не буду оценивать, но отмечу, что книга того стоит.
Книга выпущена издательством Яуза/ЭКСМО, из серии "Война на море", за которой я слежу уже более десяти лет. Выходные данные - - Владимиров, Р. "Броненосцы "Шарлемань", "Йена" и "Сюффрен": первые "Французы" с двухорудийными башнями главного калибра/Р.В.Владимиров. - Москва: Яуза: Эксмо, 2021.- 256 с. По наличию виджетов сказать не могу, их размещение на канале пока не разрешено, так что придется искать самим, если вас заинтересует эта книга. Книги этого автора мне ранее не попадались, но надо отметить, что он вполне добросовестно взялся за дело и, по моему мнению достаточно полно раскрыл тему. Положительно и тот момент, что автор взялся за описание кораблей которые до этого очень "слабо" были представлены на отечественном книжном рынке, где раньше доминировали "Аврора" и "Потемкин", уступившие в последние десятилетие вершину "Худу", "Ямато", "Тирпицу", "Айове" и др. Интересно и то, что появляются новые авторы, ведь первые две книги по французским броненосцам были созданы Дмитрием Борисовичем Якимовичем, можно было ожидать, что он продолжит серию, но как видим, эта тема оказалась по силам не только ему. Под темой я имею ввиду "французский флот" конца 19-начала 20 века.
Структура книги традиционная: проектирование, строительство, устройство, служба. Но, как вы видите по содержанию, автор довольно хорошо детализировал структуру, выделив отдельные пункты/параграфы под каждый из кораблей.Правда здесь есть некоторая непоследовательность (только не подумайте, что я придираюсь). Автор отдельно рассматривает этапы проектирования каждого из заявленных кораблей: "Шарлемань", затем "Йена", затем "Сюффрен". В такой же последовательности представляется информация по их строительству, и по их испытаниям. Это не удивительно, так как только "Шарлемань" строился серией из трех однотипных кораблей, два других корабля были единичными, так как считались измененными версиями своего предшественника. А вот устройство этих броненосцев уже дается в общем разделе, без разделения по этим трем отличающимся типам, просто по элементам конструкции (кстати, в уже устоявшейся для данной серии последовательности).
В тоже время надо признать, что автор не стал "сваливать" всю информацию в одну кучу, а достаточно толково раскрыл по заявленным пунктам особенности данных броненосцев. Это сразу видно когда начинаете читать описание корпуса и его элементов. То что было общего так и представляется, если же у отдельных типов (подтипов) были отличия они тут же раскрываются. Заходит речь по размерения - вот они все вместе в одной таблице и по "Шарлемань", и по "Йене", и по "Сюффрену"; переходим статьям нагрузки или наименованию связей - опять все вместе. Есть отличная возможность сравнить у кого, что было. Тоже самое касается чертежей (они ниже в публикации) - Проекция "Корпус" - рядом два корабля ("Йена" и "Сюффрен").
Обратил внимание, что разделы структуры не равномерны: например, проектированию уделено 5-7 страниц на каждый корабль, строительству - около пяти. И тут же отдельный пункт содержания "Стоимость броненосца" , который не только занимает всего одну страницу, на этой странице всего два столбика текста с общим количеством строк - 16. Зачем было выделять эту позицию в отдельный пункт содержания мне не ясно, но что сделано, то сделано.
В книге много общих чертежей, большинство из которых размещены на разворотах, это хорошо, однако если бы некоторые схемы были помещены на раскладывающихся вкладках, то было бы просто великолепно. Но выскажу свое восхищение "щедростью" автора. В книгу включены Чертежи не одного базового корабли, например "Шарлеманя", а всех трех заявленных броненосца. Представлены чертежи общего расположения (последовательно): продольный разрез; нижняя броневая (отражательная) палуба и палуба-платформа; спардек (палуба надстройки), верхняя палуба; средняя палуба, главная (главная броневая)палуба; поперечные сечения. Для "Йены" и "Сюффрена" добавлены еще и схема трюма. Это просто замечательно, такой детализации я не встречал даже в книгах, которые посвящены единственному типу корабля.
Но в любом случае перед нами не альбом схем, а книга, которую читать довольно интересно и познавательно, несмотря на общую "сухость" изложения. Но как же иначе, это все таки не любовный роман. В равной степени уделено внимание как описанию истории строительства и проектам кораблей, так и их службе. Если посчитать, то службе этих броненосцев уделено около 90 страниц, если добавить около 20 страниц приложения, посвященного сгоревшему броненосцу "Йена", то и около 110 стр, то есть почти 45-48% всего объема. В целом неплохо.
Нельзя не отметить подачу материала по истории службы кораблей. Для читателей, которым давно известны книги серии БКМ, будет не привычно, что история службы рассмотренных кораблей дается не по одиночке, для каждой боевой единицы - а в общей временной последовательности от ввода в строй до гибели (сдачи на слом). С одной стороны это хорошо, так как исключаются повторы описаний событий, где участвовали два или три корабля серии одновременно, есть возможность получить целостную картину событий. С другой стороны - не всегда удобно, если интересует отдельная конкретная "деталь", факт, случай, который при "обобщенном" изложении просто отбрасывается. При "совместном" описании часто описывается то или иное событие, но "забывается" сам корабль. В данной книге автор структурировал изложение судьбы кораблей по трем разделам: мирное время, война и послевоенный период ,что вполне разумно. В дополнение к этому два первых периода разделены хронологически по конкретным годам: с 1899 до 1916 годов. На мой взгляд очень удобно.
Несмотря на то, что корабли были построены в начале 20 века, все они (кроме "Йены") приняли участие в Первой мировой войне, причем довольно активное - так как участвовали в Дарданелльской операции, в ходе которой понесли потери. При этом из общего объема описания боевой службы этих броненосцев только чуть более 30 страниц посвящены их участию в войне. В тоже время, что касается описания участия в Дарданелльской операции, то это представлено довольно кратко. Возможно, стоило подробно описать все случаи попаданий турецких снарядов во французские броненосцы, а для «Сюффрена» дать и схему их попаданий. Изложение оживляют воспоминания участников тех боев и выписки из официальных документов.
Достаточно большой блок материала - служба в предвоенные годы, кому то это покажется скучным, но это дает возможность познакомиться с тем, чем занимался французский броненосный флот в мирное время. Подробное описание службы - это хорошо, но не совсем информативно, автор предоставляет читателям самим делать те или иные выводы. И это не плохо, правда было бы хорошо если бы кроме описания самих учений и боевой подготовки французского флота была бы какая-то аналитика по особенностям боевой подготовки французов по сравнению с другими флотами. Было интересно узнать каково было качество их подготовки, какие заключения и выводы делали сами французы по итогам больших маневров. Но это уже мои придирки, ))).
Что касается технического описания, то в соответствующем отделе автор уделил внимание даже таким деталям, как, например, боеспособность башен главного калибра в зависимости от скорости корабля. Это очень показательно и интересно. Текст обеспечивается многочисленным иллюстративным материалом, но иногда оформление этого материала удивляет. Например, при рассмотрении бронирования кораблей автор очень подробно характеризует эту систему защиты, приводит не мало французских чертежей с изображением изогнутых листов брони, но при этом в книге отсутствуют стандартная схема бронирования, привычная нам (имеется ввиду схема распределения брони на схеме корабля - вид сбоку). К тому же приведенные копии французских чертежей, не всегда читабельны, текст слишком мелкий.
К достоинствам книги следует отнести два приложения книги. Второе приложение (начнем с него) довольно краткое - в нем представлены все соединения французского флота, в которых в разное время находились эта пятерка броненосцев. На мой взгляд - краткое, но емкое представление боевой службы, в качестве справочного материала может быть полезным.
Первое приложение довольно объемное, причем настолько, что перекрывает по количеству страниц первые разделы книги. Это приложение посвящено гибели броненосца "Йена", причем материал довольно подробный. Представлено описание самой катастрофы, последние дни броненосца в составе флота (когда шли работы по разбору развалин корабля), деятельность броненосца в качестве корабля-цели, заключение комиссии по причина гибели. По сути, это приложение может быть издано полностью самостоятельной книжкой - и будет интересно (ИМХО).
В целом очень хорошая, добротно написанная книга. Мне понравился этот дебют писателя. Красочная серийная цветная обложка, плотная белая бумага и фотографии хорошего качества - подчеркивают достоинства книги, подтверждая правильный выбор и свидетельствуя, что деньги потрачены не зря. Твердый переплет, цветная обложка - автор и издательство постарались. Повторюсь - книга мне понравилась, но рекомендаций "купить/не купить" не даю, решайте сами. Тираж для последних лет обычный - 1000 экземпляров - для настоящего времени достаточно, чтобы ее могли купить все, кому интересно. А есть кто-то из наших читателей, кто уже купил эту книгу? Какое ваше впечатление о ней? Делитесь в комментариях, ваше мнение мне интересно, может я чего и упустил в обзоре.
Ну а я остаюсь в ожидании продолжения серии - пока вроде не было анонсов новинок, то представлю другие книги, которые еще можно считать "новинками".
И с вашего позволения продолжу представлять вам следующие книги этой серии и подобных ей. Если ориентироваться на то, что уже есть у меня, то продолжу готовить обзоры на них, но если у вас есть пожелания о том, какую из книг данной серии представить здесь - пишите в комментариях или ЛС.
Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, будет еще интереснее, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект.