Традиционные поморские морские промыслы делятся на зверобойные и рыбные. К зверобойным относится китобойный, моржовый и тюлений. Ещё можно говорить о промысле на белого медведя, который являлся сопутствующим первым, но самостоятельным не являлся. Моржовый промысел довольно рано стал иссекать, так в 18 столетии моржи исчезли из Белого моря и со Шпицбергена. До середины 19 столетия на моржей ещё охотились в Мезенском заливе и на Новой Земле, но и там вскоре их не стало. Китобойный промысел русские поморы так и не смогли освоить. Сказывалась нехватка средств и опыта для организации китобойных шхун, таких как у голландцев, датчан и норвежцев. Поморы в основном промышляли белухой, но объемы были незначительные. А вот охота на тюленей была масштабной и значимой для хозяйственной деятельности региона. Добыча тюленей существует, с рядом ограничений, и в наше время. На Европейском Севере России из ластоногих, кроме моржей, водятся гренландский и длинномордый (серый) тюлени, кольчатая нерпа, хохлач и морской заяц. Основными промысловыми видами был морской заяц, нерпа и гренландский тюлень.
Морской заяц (лат. Erignathus barbatus) является самым крупным представителем семейства настоящих тюленей обитающих в России. Морской заяц (или лахтак) ценился поморами, как и другими коренными народами Крайнего Севера, за толстую кожу. В давние времена ненцы применяли её для изготовления зимней одежды и обуви, но в XIX веке русские и самоедские зверобои из неё нарезали ремни, которые использовали для изготовления оленьей и конной упряжи. Ремень был шириной в 2 пальца и снимался спиралью поперек туловища кусками в 10 сажень (1 саж. - 213 см). Общая длина могла достигать 50 сажень. Стоимость такого ремня была 30-40 коп/саж. Кроме шкуры ценились мясо (2,5 руб/пуд) и сало (1,5-2 руб/пуд). Интересно, что поморы Мезени морского зайца называли просто «заяц», а вот обычных зайцев звали «ушканы». За день промысловик мог добыть до 5 морских зайцев. Промысел длился с мая по октябрь на побережье Баренцева, Белого и Карского морей. Охота велась при помощи ружей. В наше время на Европейском Севере России насчитывается до 50 тысяч особей. Охота на них запрещена.
Беломорский подвид кольчатой нерпы, или кольчатого тюленя (лат. Phoca hispida) является самым распространённым видом тюленей Северного Ледовитого океана. Нерпа обитает на льдинах и ведет обособленный образ жизни. В редких случаях они собираются в группы до 50 особей. Добывали нерпу зимой юндами – сетями установленными у берега, а также с мая по октябрь при помощи ружья. У нерпы ценилось сало, которое употреблялось для изготовления замши. Его цена составляла около 2 руб. за пуд (1 пуд -16,38 кг). Сейчас нерпа добывается в незначительном объеме. По оценкам ученых популяция кольчатой нерпы насчитывает порядка 35–50 тысяч особей в Баренцевом море и 20 тысяч - в Белом море.
Главным промысловым видом и в прошлом, и в наше время является гренландский тюлень (лат. Pagophilus groenlandicus). Районом промысла являлось Белое море: Горло Белого Моря, Мезенский залив, восточный берег п-в Канин, Чешкая губа Баренцев моря и на островах Моржовец и Колгуев. Беломорская популяция гренландского тюленя считалась самой многочисленной в мире. Промысел велся с февраля по апрель-май, когда тюлени приплывали в Белое моря для размножения. Период щенения составляет 10 дней. Основной целью промысловиков были бельки – детёныши тюленя до 1 месяца. Их добывали ради ценного белого меха, который шел на пошив зимней одежды и шапок. Также охотились и на тюленей других возрастов. Кроме шкуры у тюленя использовали жир и мясо. Тюленей добывали на льдинах при помощи багров или дубин. До XXI века промысел гренландского тюленя составлял часть морской хозяйственной деятельности. Только в 2009 году в России был введен запрет на добычу детёнышей тюленя возрастом до 1 года (белька, хохлуши и серки). Также с 70х годов XX века принимаются меры по организации судоходства, при котором уменьшается гибель тюленя и нерпы в период лёжки. Эти меры позволили снизить убыль животных, хотя угроза продолжает существовать из-за сокращения кормовой базы. На 2013 год беломорская популяция гренландского тюленя насчитывала 1419800 животных.
Промысел на тюленя совершался с судна или с берега при помощи лодки. Судовой промысел осуществляли норвежские зверобои. Пользуясь слабостью России и не защищенностью её северной морской границы, иностранцы в большом количестве устремлялись в российские территориальные воды и избивали тюленей десятками тысяч. Окончательно отогнать иностранных браконьеров удалось только в 30е годы XX века при появлении Северного морского флота. В то время как иностранцы разграбляли наши биоресурсы не жалея денег на развитие отрасли, поморские промысловики не имели средств для создания зверобойного флота. Большая часть русских зверопромышленников занимались морскими промыслами на карбасах. Для этого они собирались в артель по 7 человек. Сохранились описания организации тюленьего промысла у мезенских поморов на острове Моржовец Белого моря.
Монополию на промысел в этом месте держали жители с. Койда Мезенского уезда Архангельской губернии. Жители Койды сдавали в аренду лодки и за это получали половину от всей добычи. К сезону промысла добытчики прибывали в Койду и нанимали лодку с запасом провизии. Формировались артель из 7 человек: предприниматель (обычно хозяин лодки или его помощник) и 6 ловцов. Добыча делилась на 8 паёв – один пай шел предпринимателю (прикрутчик), 6 - ловцам и один пай для хозяина лодки. При этом с паёв ловцов снималось по 50% добычи за аренду лодки с провизией. Если прикрутчик был хозяином лодки, то он получал 2 пая и половину от оставшихся 6 паёв. Сформировав артели, ловцы добирались до острова. Во время отлива ловцы на лодке переправлялись на льдины, где добывали тюленя, а с отливом снова возвращались на берег и ждали следующего отлива. Так, например, в конце 19 столетия на Моржовце промышляло до 1000 охотников за сезон, добывая более 10 тысяч тюленей на сумму 84000 рублей. Это около 35 рублей для ловцов и более 350 рублей для хозяина лодки (оценка средняя т.к. не все лодки управлялись хозяевами).
Тюлений промысел, как это уже говорилось выше, существует и в наше время. Существует ряд ограничений, которые направлены на сохранение популяции ластоногих в Арктике и увеличения их численности, а добыча проводится по квотам. Для определения квот ( промысловую деятельность ведут Россия, Норвегия, Канада и Гренландия) международные органы: Организация по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана (НАФО), Международный совет по использованию моря (ИКЕС) и Норвежский Институт морских исследований (IMR) осуществляют оценку популяции тюленей в различных регионах Арктики. Это дает надежду, что гренландский тюлень и прочие ластоногие Северного Ледовитого океана будут существовать и в будущем.
Источники:
Жилинский А.А. Промысел морского зверя в Белом море и Ледовитом океане. - Издание 2-е, переработанное и дополненное. - Ленинград ; Москва : Снабтехиздат, 1932. - 92 с.
О рыбных и звериных промыслах в водах Мезенского и Печорского края : Со списком рыб, сост. С.М. Герценштейном / Г.И. Танфильев. - Санкт-Петербург : тип. В. Демакова, 1896
Ресурсы морских млекопитающих и их промысел в 2013 г./ А.И. Болтнев, А.И. Грачёв, К.А. Жариков, В.Б. Забавников, С.И. Корнев, В.В. Кузнецов, Д.И. Литовка, В.Г. Мясников, И.Н. Шафиков//Водные биологические ресурсы, Труды ВНИРО; - 2016 г. Том 160