Найти тему
БЛОГнот писателя

Страх поддержки. Как общаться с онко выздоравливающим

Оглавление

Разговор двух подруг, столкнувшихся с онкодиагнозом. Практикующий психолог (П) и писатель с дипломом психолога, поддерживающий и онко выздоравливающий (О). Взгляд профессионала и личный опыт. Из этого разговора точно можно «забрать» много полезных озарений. Если вы испытываете страх перед одним только словом «рак», то постарайтесь послушать, дайте себе шанс освободиться от надуманных переживаний.

Потому что где есть слово, там нет страха (Нюта Федермессер - российский общественный деятель, учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера»).

«Этот человек не стал хуже — он по-новому себя ощущает, он стал другим, но наше отношение к нему меняться не должно. Я знаю людей, которые приходили к болящему и начинали диалог с каких-то совершенно бытовых вопросов типа: «Здравствуй! Где тут у тебя можно мусор выкинуть?» Нужно именно так — деятельно — подходить к человеку.»
Здесь и далее курсивом выделены цитаты из журнала "Фома", статья: Как не надо общаться с больными раком.

СТРАХ

П: В отношениях две стороны, поэтому онко диагноз одного всегда влияет на другого. Боится и заболевший, и поддерживающий. Тревожность связана с неизвестностью. Новая ситуация и отсутствие знаний, как поступать, лишь усиливает страх. Поддерживающий и рад поддержать, но не знает, как точно. Боится навредить. Но на постановке диагноза жизнь не заканчивается, а значит продолжаются и отношения. В них нет четкого разделения слабая сторона, нуждающаяся в поддержке, и сильный спасатель. Границы размыты, ситуация неизвестности для обоих.

О: Выздоравливающий боится самой болезни, зла, что растет внутри. Диагноз, как хорошо описал Солженицын в книге " #РаковыйКорпус  ", отделяет человека от всего мира. Первая реакция именно такая: есть заболевший я и весь остальной мир.

Дарья Донцова в одном из интервью отметила, что самый сильный страх - это страх одиночества. Она знает о чем говорит. Из личного опыта и опыта тех пациентов, кому помогает уже долгое время. И очень важно дать почувствовать человеку, что он не один, что ТЫ рядом. Чаще всего этого знания достаточно, не обязательно даже физически быть близко.

«Стоит разочек умереть, как приоритеты сразу же меняются». #Онко путь похож на перерождение. Идет перестроение не только на физическом уровне (беготня по медучреждениям, бюрократический лабиринт, лечение и его побочные эффекты – все это меняет привычное расписание), но и душевном, взгляды на мир сильно меняются. И вот в этой новой жизни не хочется потерять дорогих сердцу людей. Хоть и поменялся, но остался прежним. Все так же готовишь еду, гуляешь в парке, читаешь книги. И все это хочется жить дальше. Разделяя с близкими.

Я понимаю, что одним только своим видом сейчас пугаю людей. Вижу, как издалека смотрят, но, походя мимо, отводят взгляд, вдруг асфальт становится невероятно интересным или катышек на кофте. Меня активно стараются не замечать. Это четко считывается. Понимаю, почему так. Первая ассоциация о лысой девушке: она на химиотерапии. Дальнейшая цепочка мыслей: рак и смерть. Голова без волос – это неожиданное напоминание о болезни. Подобные переживания бОльшую часть времени прячем. А столкнувшись, испытываем стресс. Чужая боль напоминает о собственной уязвимости. Поэтому и избегаем. Но это, пожалуй, тема отдельного разговора. Экзистенциональная #психология была одной из любимейших во времена учебы на психфаке. А сейчас стала особенно значима. О трудах Виктора Франкла и его логотерапии могу говорить часами, поэтому точно не сегодня.

Страх возводит стены, любовь строит мосты
Страх возводит стены, любовь строит мосты

ДЕЙСТВИЕ

Близкие и друзья могут попытаться создать душевный и бытовой комфорт, чтобы человек понимал: он еще многое может — осознание немощи и оставленности влияет очень губительно. Если мы войдем в болезнь с желанием сделать не все за человека больного, а с ним вместе, и при этом проявим чуткость, то, вполне вероятно, сможем помочь.

П: Важно разделять тревогу. И свою, и близкого. Разговаривая откровенно, мы разделяем переживания друг друга. И пусть не всегда беседа идет гладко, но это в разы полезнее, чем делать вид, что все как бы нормально. Настоящее лучше идеального.

Психотравма (а борьба с онкологией может в нее перерасти) состоит из трех компонентов: неожиданность, эмоциональность (острая, связанная с самим собой или близким, тк изменения в его жизни непосредственно влияют и на меня) и неразделенность. Неразделенность! Уйти, закрыться в собственные переживания – самых худший сценарий развития событий. Не проработанная боль полученных онко новостей будет продолжать травмировать. Простой и доступный каждому способ справиться – поговорить о своих переживаниях. Разделить эмоцию, значить облегчить ее.

#Страх - это сигнал, что надо что-то сделать. Убежать от него не значит избавиться. И пока не послушаемся, он никуда не уйдет, будет жечь изнутри. Слово – это тоже действие. Проговорил и уже легче стало, страх стал меньше.

О: Слова, и озвученные, и написанные, несут в себе очень терапевтичный смысл. Символично, что «логос» означает и слово, и смысл. И при грамотном обращении слово становится мощным лекарством, помогает найти смыслы справиться с самыми сложными ситуациями.

Первые РассказыИзПесочницы я писала для себя. Через строчки выходили боль и страх. А со временем стала получать отзывы от знакомых. Отзывы с благодарностью. Через рассказы они стали лучше понимать переживания онко выздоравливающего, посмотрели на пугающую ситуацию изнутри. Но при этом безопасно для себя, чужими глазами. И поняли, что жизнь за онко диагнозом есть. Прекрасная, счастливая жизнь. Стали больше понимать и меньше бояться. Мозгу все равно, случилось ли что-то реально или же на страницах художественного произведения. Все вписывается в опыт.

Во время ожидания результатов первой биопсии прочитала в книге «Куриный бульон для души. Рождественское издание» историю девушки, борющейся с раком. Было страшно, подобное могло случится и со мной. Небольшой рассказ помог. Стереотипы и мифы об онкологии начали развеваться в тот момент. Изучив в интернете судьбу автора узнала, что сейчас у нее все отлично, она победила. Моя первая «история выжившего» и печатная помощь равного консультанта. Знаю по обратной связи, что сейчас уже истории Маши Совы поддерживают онковыздоравливающих. А значит точно знаю: говорить о своих переживаниях – полезное дело. Для всех участников, вовлеченных в процесс.

-3

ИСКРЕННОСТЬ

Возможно, не в наших силах утешить человека, но мы можем подарить ему любовь и дружбу в общении, просто проживая с ним каждый день.

П: #Поддержка – это не что-то огромное, сложное, дорогое, заумное. Так часто кажется, кода речь заходит о раке. Поддержать не равно спасти. Да никто этого и не требует. Поддержать – это просто быть рядом. Разделить страдание. И свое лично в том числе, не только того, кого поддерживаешь. Поэтому даже самые красивые и грамотно выверенные слова меркнут на фоне искренности. Искренность – это уже поддержка. Говорить и действовать так, как в здесь и сейчас откликается в сердце. Предлагать только то, что действительно готов дать, то, что в силах выполнить. Отношения продолжаются, становятся более доверительными, когда основаны на честности. Мы боимся казаться настоящими, уязвимыми, а зря. Все это делает нас людьми, живыми, с открытым сердцем. И именно оно утешает лучше всего.

О: Подтверждаю: поддержка – это просто. Просто быть рядом. И я сейчас не о физическом контакте говорю. Просто знать, что тебя не покинули, что готовы помочь в любую минуту, помочь делом, словом, смешной картинкой, присланной в директ – все это дарит ощущение безопасности. Помощь – это побыть колесами, это лукошко клубники в феврале. В актуальных сториз «Дружина» собираю вот такие простые, но действенные примеры.

На пост о рецидиве откликнулось очень много людей. Даже те, с кем были сложные отношения. Понимаю, многим было сложно это сделать, но всего пара слов, и каждому из нас стало легче, общение продолжилось. В какой-то момент пришло осознание: да, зло сидит во мне, но на поле боя не одна. Нет того разделения «я и весь остальной мир». За моей спиной дружина поддержки. Наших сил намного больше, чем у одной злокачественной опухоли. Нужный настрой для борьбы! Он придает много сил в моменты, когда слабость берет вверх и задумываешься, стоит ли продолжать болезненное лечение.

Помощь - это про откровенный вопрос: «Не знаю, что сказать, но хочется как-то быть рядом, хочешь, я приеду и помогу посуду помыть?». И в этих настоящих диалогах, где никто не боялся показаться уязвимым, отношения только укреплялись. Это наСТОЯЩАЯ поддержка, а не попытка по разным причинам показаться хорошеньким.

Спросить, чем помочь - отличная идея. Во-первых, онко диагноз накладывает ограничения на привычный образ жизни. Например, нельзя грейпфруты. Вот привезешь так фруктов, вроде витамины, а на деле фактор риска подкладываешь. Во-вторых, мы все уникальные. Комментарии под постом ДавайтеПомогатьПравильно в инстаграм тому подтверждение. Кому-то помогает, если на него накричат и в приказном тоне скажут собраться, кто-то чувствует заботу в сотне уточняющих вопросов, для кого-то готовка – это язык любви, третий предпочитает помолчать и ценит уединение. На эту тему есть чудесный ролик фонда «Старость в радость». НеСтаканВоды называется.

Универсального способа поддержать нет, поэтому надо разговаривать. Хотя нет, универсальный все же есть: искренность.

Искреннее даже можно молчать.

Митрополит Сурожский Антоний говорил, что человек рядом с больным должен научиться молчанию. Не стоит заполнять разговорами неудобные паузы — надо попытаться настроиться на человека.

Только прежде надо обозначиться. Были люди, которые узнавали не от меня о болезни. Но все равно выходили на связь. Одно из эталонных сообщений поддержки получила именно от такого человека. Знания, что есть еще одно плечо, на которое могу положиться, осчастливило. Появилась дополнительная точка опоры.

«Я рядом, но мне нужно время, чтобы свыкнуться с новостями». Иначе недоговоренности приведут к травмирующим обоих ситуациям. Один молчит, т.к. боится и не знает, что сказать, как поддержать, грызет сам себя за бездействие. Второй чувствует себя покинутым, брошенной сломанной игрушкой. За все время лечения мне не встретился ни один пациент, которой бы сказал: «Из моего окружения никто не отвалился». Каждый (!) столкнулся с потерями и предательствами. Часть из них точно можно было бы избежать, озвучив страхи.

БЫТЬ уязвимым, не идеальным лучше, чем казаться кем-то.

Памятка грамотной поддержки

Запись эфира: