Найти в Дзене
Папирус бывшего жреца

Три царицы, спасшие Египет

В 16 веке до нашей эры три мудрые и могущественные царицы повели Египет против захватчиков—гиксосов-и победили.

Гиксосы захватывают Египет.
Гиксосы захватывают Египет.

В конце 18 века до н. э., Египет был завоеван захватчиками, народом, который историк Манефон назвал хека хасутами, иностранными правителями—термин, который позже развился в греческое “гиксос”. Гиксосы, которые, как считается, происходили из области современного Леванта, появились на исторической сцене Ближнего Востока во времена 13-й египетской династии.

Египетские правители могли сдерживать их примерно до 1650 года до н. э., когда гиксосы, став более могущественными в военном отношении, захватили древний царский город Мемфис, в результате решающей битвы, которая положила конец Среднему Царству.

ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Манефон описал, как гиксосы захватили Египет:

Внезапно из восточных регионов на нашу землю в уверенности в победе двинулись захватчики неизвестной расы. Они легко захватили нас, одержав верх над воюющими между собою правителями, безжалостно сожгли наши города, сравняли с землей храмы богов и обращались со всеми туземцами с жестокой враждебностью.

Южный город Фивы служил базой для египетского вызова гиксосам. Город располагался на берегу Нила, более чем в 400 милях к югу от современного города Каира. Цари 16-й династии выжили как вассалы гиксосов, но 17-я династия начала сопротивляться игу, и во главе этого процесса стали три фиванские царицы: Тетишери, её дочери Яххотеп и внучки Яхмос - Нефертари.

Благодаря партнерству этих цариц со своими мужьями и их способности править в качестве регентов египтяне смогли нанести ответный удар гиксосам и вернуть свои города на севере примерно к 1521 году до н. э.

Царь гиксосов Апопи I правил севером из города Аварис, в дельте Нила. В течение этого времени фараон Секененра Тао II правил южными, фиванскими землями. Секененра Тао начал кампанию против гиксосов и был поддержан многими, включая вдохновлявшую его мать, царицу Тетишери.

Царица Тетишери.
Царица Тетишери.

Эта проницательная женщина, которая имела большое влияние на своего сына, была матриархом великой египетской семьи, начиная с ее сына Секененры Тао и дочери Яххотеп.

Как было принято, Яххотеп и Секененра Тао, сестра и брат, поженились. Унаследовав от Тетишери решительный, стойкий дух, Яххотеп также поддерживала борьбу своего мужа против гиксосов.

Но его борьба была недолгой.

Секененра Тао умер в результате ран, полученных в битве. Анализ его мумии, найденной в Дейр-эль-Бахри в 19 веке и в настоящее время хранящейся в Египетском музее в Каире, описывает, раны на шее и лбу, а также раздробленную скулу. Судя по всему, удары были нанесены узким лезвием топора, типичным для гиксосов.

Гибель Секененры Тао.
Гибель Секененры Тао.

Несмотря на смерть царя, война продолжилась.

Следующий царь, Камос— сын Секененры Тао и Яххотеп— возглавил восстание против гиксосов. Как и его предшественник, Камос погибнет на поле боя, процарствовав всего лишь три года.

Его преемником стал Яхмос, его юный брат.

Яхмос Первый.
Яхмос Первый.

Царица Яххотеп стала его регентом, ибо ее сын был слишком мал, чтобы править самостоятельно. В этот момент Фивам требовалось сильное руководство, и Яххотеп справилась с этой задачей.

Угроза на севере, между тем, дополнилась угрозой с юга: Нубия заключила союз с гиксосами.

Детали регентства Яххотеп местами отрывочны (и все еще существует значительная путаница в отношениях ее и ее сына с другой царицей по имени Яххотеп II). Существуют свидетельства той важной роли, которую Яххотеп сыграла в продолжении кампании против гиксосов, даже когда Фивы столкнулись с опасностями с юга. Среди ее заупокойного имущества были найдены воинские почести.

Саркофаг, оружие и боевые награды царицы Яххотеп.
Саркофаг, оружие и боевые награды царицы Яххотеп.

Большая стела в храме в Карнаке описывает значение царицы Яххотеп:

Она управляет огромным количеством людей и мудро заботится о Египте; она печётся о его армии; она вынудила врагов уйти и объединила разногласных; она умиротворила Верхний и Нижний Египет.

Когда он стал править самостоятельно как фараон, Яхмос смог завершить кампании, начатые его матерью и другими до нее. Около 1521 года до нашей эры он захватил Мемфис и столицу гиксосов Аварис. Пока Яххотеп сохраняла порядок в Фивах, Яхмос захватил богатые золотом территории в Нубии на юге, а затем вернулся на север, чтобы изгнать гиксосов от египетской границы за Синай. После столетия потрясений первый царь 18-й династии правил, наконец, объединенным Египтом.

Следуя традиции, Яхмос взял в жены свою сестру. Как и предшествовавшие ей матриархи, королева Яхмос Нефертари была хорошо подготовлена к правлению: будучи юной принцессой, она стала свидетельницей смерти своего отца во время наступления на гиксосов, восхождения ее брата и мужа на трон в детстве, регентства ее матери и победы ее семьи над иностранными захватчиками.

От своей матери она унаследовала силу и энергию, необходимые для того, чтобы править, контролируя переход от военного времени к периоду мира и гармонии. Будучи близким советником своего мужа, Яхмос Нефертари сыграла ведущую политическую роль в строительстве объединенного Египта во время правления их сына Аменхотепа I.

Яхмос Нефертари стал играть важную роль в египетской религии. Ей был дан титул “Супруга Бога”, что отражало ее привилегированное положение среди жрецов бога Амона в Фивах. Принятие этого титула, подтверждающее политическую и религиозную власть царицы, описано на так называемой Жертвенной стеле, которая была воздвигнута в храме Амона в Карнаке.

Стела служила юридическим документом, определявшим роль, которую царица должна была играть в храме, а также описывала крупные пожертвования земли и золота фараоном Яхмосом царице и ее наследникам.

Обожествлённая Яхмос Нефертари и ее сын, Аменхотеп I.
Обожествлённая Яхмос Нефертари и ее сын, Аменхотеп I.

Яхмос Нефертари также принимала участие в экономике страны. Ее имя есть в текстах, рассказывающих об открытии золотых шахт. Именно это богатство легло в основу невероятных политических и культурных достижений 18-й династии. Вместе со своим сыном Аменхотепом I она была обожествлена и традиционно считалась покровительницей того поселения, что сегодня известно как Дейр-эль-Медина, деревни мастеров, работавших над строительством гробниц в Долине Царей.