Что такое плохие сценарии? Вы поймёте это к концу статьи.
Помню, как пару лет назад я прочитал сценарий, где у меня было НУЛЕВОЕ понимание того, что происходит. У этого автора была способность писать страницы истории, где на самом деле ничего не происходило, поэтому я обнаружил, что прочитал 10 страниц, но не смог вспомнить ничего, что произошло.
Если бы вы приставили пистолет к моей голове, я бы, наверное, сказал вам, что речь шла о богине, пытающейся взорвать вулкан. Но если бы автор сказал мне, что речь идёт о рождественской елке, которая влюбилась в люстру, я бы не спорил. Настолько это было расплывчато.
Но послушайте, правда в том, что эти “действительно плохие” сценарии часто являются результатом работы новых авторов, которые не изучали ремесло и которые никогда не получали обратную связь.
Они записывают то, что у них в голове, как они об этом думают, полагая, что это будет иметь смысл для нас, потому что это имеет смысл для них. Они не понимают, что написание сценария требует более строгой логики, к которой нужно прийти методом проб и ошибок.
Так что для меня это не самые худшие сценарии. Худшие сценарии - это СРЕДНИЕ СЦЕНАРИИ.
Нет более пустого чувства, которое я испытываю, чем когда читаю обычный сценарий. Я имею в виду, по крайней мере, с плохим сценарием, ты хоть что-то запоминаешь. При обычном сценарии он забывается, как только вы его откладываете. Это проходит через тебя, как фастфуд. И самое печальное, что я читаю 15 таких сценариев в месяц.
Такое ощущение, что огромный коллектив сценаристов смирился с посредственностью. Поэтому, когда я вижу, что рынок оригинальных сценариев пустует, меня это не удивляет. Кто откроет свою чековую книжку ради среднего сценария?
Позвольте мне привести вам пример. Однажды я прочитал сценарий полицейского buddy-movie, в котором были два копа, которые ненавидели друг друга. В нём был стандартный “остроумный” обмен шутками, в нём был знакомый сюжет о запрещённых веществах, в нём был полицейский, который тайно работал на плохих парней.
Это именно тот диалог, который происходил в моей голове, когда я его читал (“Видел это раньше. Видел это раньше. Видел это раньше. Видел это раньше”). Я, должно быть, говорил это себе 80 раз. В этой истории не было ни одного оригинального элемента.
Я не знаю, чего ожидают авторы после написания таких сценариев. Неужели они думают, что их следует хвалить за то, что они успешно представили нам среднюю версию того, что мы уже видели раньше?
Со сценарием вы должны как-то выделяться. Серия средних составных не красит его. Читатели хотят видеть оригинальный взгляд на материал. Что подводит нас к термину: особенный элемент.
Особенный элемент - это любой элемент в вашем сценарии, который выше среднего. Вам нужно, чтобы в вашем сценарии их было как можно больше. Но на самом деле, вы, вероятно, не зайдёте дальше трёх элементов. И это прекрасно, потому что это всё, что вам нужно, чтобы написать историю выше среднего.
Добавим некоторый контекст, есть три сценария, которые мне очень понравились за последние пару недель: Hot Air, Cake и Tyrant (их названия).
Давайте посмотрим, какие особенные элементы были в каждом из них. В Hot Air - диалог был особенным элементом, персонажи были особенным элементом, и сюжет был особенным элементом (я никогда не знал, куда всё пойдёт дальше).
В Cake создание крайне неприятного главного героя, о котором мы всё ещё заботились, было особенным элементом, необычная предпосылка была особенным элементом (раньше такого не видел), а уникальный голос (необычный странный способ, которым писатель видел этот мир) тоже стал особенным элементом.
В Tyrant сложный характер отношений был особенным элементом, отсутствие страха при раздвигании границ было особенным моментом (несколько неудобных сцен т. д.), а финал был особенным элементом (в том, что он показал что-то шокирующее в нашем главном герое, о чём мы никогда бы не догадались).
Прежде чем мы перейдём к деталям, я хочу, чтобы вы подумали о сценарии, над которым вы сейчас работаете. И я хочу, чтобы вы надели шляпу своего критика - парня, который может разрушить любой последний блокбастер в абзаце из 300 слов.
Вот тот парень, который нам нужен, чтобы оценить ваш сценарий. Теперь спросите себя, какие особенные элементы есть в вашем сценарии? Что вы можете честно сказать, выделяется из всего, что там есть? Нужна подсказка? Вот дюжина наиболее популярных элементов сценария на выбор.
Умная или уникальная концепция – Один из самых простых способов улучшить свой сценарий - это придумать уникальную концепцию. Клонировать динозавров, чтобы создать тематический парк ("Парк Юрского периода"). Люди, которые проникают в головы других людей ("Быть Джоном Малковичем").
Уникальные или сложные персонажи – это большое дело. Если у вас будет только один особенный элемент, он должен касаться героев, потому что сценарий часто определяется его персонажами. Дайте нам Джека Воробья вместо Рика О'Коннелла (Брендан Фрейзер в "Мумии"). Дайте нам Джордана Белфорта ("Волк с Уолл-стрит") вместо Сэма Уитвики ("Трансформеры").
Переиграйте хорошо известную идею - Брать идеи и переворачивать их – один из самых простых способов выделиться. Вместо того старого сценария с полицейскими, пусть будут две женщины-полицейские. Или переместите какую-нибудь известную историю в другое время ("Граф Монте-Кристо" в будущем - сценарий, который был продан). Это то, что известно как “свежий дубль", а индустрия любит свежие дубли.
Рискните – Как вы можете ожидать чего-то иного, кроме среднего, если вы не рискуете? Безопасная игра - это само определение среднего уровня. Так что вам придётся рискнуть и выйти из своей зоны комфорта.
Сет Макфарлейн снял комедию о взрослом мужчине, у которого лучшим другом был плюшевый мишка из его детства. Никто никогда раньше не писал ничего подобного. Это риск.
Раздвиньте границы – Это будет зависеть от сценария. Но если вы пишете в жанре, который этого заслуживает, не перестраховывайтесь. Раздвиньте границы. Вот что сделал "Семь", когда вышел. Мы и раньше смотрели фильмы о серийных убийцах. Мы никогда не видели их с убийствами, которые были бы НАСТОЛЬКО болезненными, настолько напряжёнными.
Сюжет – Ловкий сюжет, который выводит аудиторию из равновесия (с тайной, сюрпризами, драматической иронией, неизвестностью, завязками и развязками, поворотами, разворотами, драмой, искусным переплетением сюжетных линий и т. д.), может вывести вас на карту индустрии. Большим особенным элементом Хичкока был его сюжет.
Отличный финал – Это огромный особенный элемент, потому что это последнее, с чем уходит читатель. Если вы можете дать им что-то чрезвычайно приятное ("Побег из Шоушенка") или шокирующее ("Шестое чувство"), и это сработает. Вы нашли золотую жилу.
Диалог – один из самых сложных элементов в обучении и наиболее зависимый от таланта. Определённо есть способы улучшить ваш диалог, но обычно люди либо рождаются с этим элементом, либо нет. Не волнуйтесь, если это не так, потому что у вас всё ещё есть все другие элементы на выбор.
Воображение – Если вы пишете фэнтези или научную фантастику, вам лучше показать нам что-то, чего мы раньше не видели. Например, если вы собираетесь одеть своих персонажей в ещё один костюм робота (сиквелы "Матрицы", "Аватар", "Грань будущего"), почему мы должны доверять вам, чтобы вы рассказали нам оригинальную историю? Это те жанры, которые требуют оригинальности. Так что, если у вас нет ничего, кроме того, что вы видели в предыдущих научно-фантастических фильмах, не играйте в этой песочнице.
Голос – Если вы смотрите на мир иначе, чем все остальные, это один из самых простых способов выделиться. Всё дело в уникальном способе, которым вы пишете, и в уникальном способе, которым вы наблюдаете за миром. Обладание оригинальным голосом - это почти всегда анти-средний показатель, потому что если кто-то может определить, кто вы такой, только по вашему сценарию, это означает, что у вас уникальный взгляд на мир.
Написание сцен – Способны ли вы вовлечь читателей в каждую сцену? Почитайте сцены Тарантино: танец в "Криминальном чтиве" или сцена в открытии "Бесславных ублюдков". Или посмотрите сцену, где детектив допрашивает Нормана Бейтса в "Психо". Уровень напряжённого ожидания в этих сценах зашкаливает.
Великий злодей – как правило, кто-то сложный, а не просто злой ради зла (что имеет место почти в каждом среднем сценарии, который я читаю). Я всё ещё не могу забыть Губернатора в "Ходячих мертвецах". То, как он влюбился в женщину и так сильно заботился о её дочери, только для того, чтобы через несколько сцен разработать план убийства женщин и детей.
В общем, чтобы не писать что-то среднее, вы должны быть своим самым суровым критиком. Вам нужно быть достаточно осознанны, чтобы выявить свои слабые места. Посмотрите на каждый отдельный элемент вашего сценария и спросите себя: “Это уникально?” В некоторых случаях так не будет. Это прекрасно. До тех пор, пока у вас есть особенные элементы, которые компенсируют средние. У фильма "Копы в юбках" был средний сюжет. Но, поместив двух женщин-полицейских вместо мужчин, это дало жанру новый взгляд. Особенный элемент успеха.
Правда в том, что читатели действительно хотят полюбить ваш сценарий. Но вы мешаете им сделать это, когда каждый элемент вашего сценария является чем-то плоским, производным, не вдохновляющим или поспешным.
Написание отличного сценария означает выполнение тяжёлой работы, а это значит, что вы не должны быть удовлетворены набором средних компонентов. Средний диалог, средняя конструкция сцены, средняя концепция, среднее воображение, средние персонажи. Мы уже видели все эти вещи, так что вы выиграете, показав их нам снова?
Займитесь этим и повысьте качество своего сценария, добавив в него как можно больше уникального. Я буду болеть за вас, потому что чем лучше вы справляетесь с этим, тем больше хороших сценариев я читаю. Удачи!
by Carson Reeves
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.
Ребята, записывайтесь на наш сценарный онлайн-курс , а мы поможем вам написать сценарий (начало 4 октября 2021)
3 месяца практики и живого общения по вашим проектам!
Результат: сценарий пилота или полнометражного фильма + полный "сценарный пакет" для презентации проекта продюсерам и кинокомпаниям
Курс подойдёт:
- начинающим авторам
- стендап-комикам, которые хотят работать в сценарных группах
- режиссёрам, которые хотят сами писать сценарии
- редакторам, которые хотят рассказывать свои истории
- сценаристам, которые пишут 2-3 проект, но нуждаются в поддержке
- всем, кто хочет освоить сторителлинг
Сейчас мы работаем с несколькими ведущими продакшенами страны, и лучших авторов из нашего курса заберём к себе в команду. Подробности в по ссылке ниже