Найти в Дзене
EverCare

Непреложные правила: качество мобильных приложений не поспевает за их количеством

Оглавление

Число мобильных приложений (МП) для пациентов растет из года в год, следует из отчета о трендах цифрового здравоохранения 2021 года Института IQVIA. В прошлом году их доля в общей структуре приложений категории «Здоровье и благополучие» достигла почти четверти, а на всю категорию пришлось 70% мирового рынка МП. Как будет развиваться этот сектор в ближайшее время и на что следует обратить внимание разработчикам, изучил evercare.ru.

Бум новинок

В 2020 году произошло резкое увеличение числа выпускаемых мобильных приложений, связанных со здоровьем, говорится в отчете IQVIA. Ежедневно в магазинах приложений появлялось, в среднем, по 250 (!) новых предложений. Благодаря этому общее число предлагаемых для скачивания приложений к концу года достигло 350 тыс.

Аналитики связывают скачок с пандемией — с одной стороны, ограничительные меры не позволяли пациентам получить плановую медицинскую помощь и они искали ответы на свои вопросы в мобильных приложениях. С другой, исследования показывают, что из-за ситуации вокруг COVID-19 многие стали более ответственно относиться к собственному здоровью.

Четверть новых приложений предназначены для общего оздоровления или фитнеса, но на втором месте, следом за ними идут диджитал инструменты, ориентированные на пациентов с определенными заболеваниями. Больше всего продуктов в этой категории было представлено в сегментах психическое здоровье, сахарный диабет и сердечно-сосудистые заболевания — суммарно на их долю приходится около 50% общего количества МП по нозологиям.

Если говорить о сегменте МП для пациентов, тот тут внимание разработчиков в основном сосредоточено на хронических заболеваниях. Самый большой прирост за последние годы наблюдается в сегменте приложений, ориентированных на пациентов с заболеваниями пищеварительного тракта и респираторными заболеваниями. Значительно подросла и категория инфекционных заболеваний, где тон задавали приложения, так или иначе касающиеся новой коронавирусной инфекции. Впрочем, причины тому были самые разные. Так, выпущенное в Индии МП Aarogya Setu за короткий период собрало более 100 млн скачиваний благодаря тому, что установка и пользование им было обязательным для офисных работников государственных и частных компаний согласно распоряжению правительства. Аналогичная картина наблюдалась во Вьетнаме — с МП Bluezone, Германии — с Corono-Warn-App, Колумбии — с CoronApp и некоторых других странах.

Что касается приложений, которые скачивались более чем 10 млн раз, аналитики IQVIA выделяют WebMD, которое помогает пациентам выяснить причину их недомогания, по симптомам делает предварительное заключение о состоянии и диагнозе, помогает найти нужного врача и получить скидку на лекарства в аптеке, GoodRx, которое подбирает аптеку с наилучшей ценой.

В фаворе были МП, связанные с телемедициной. Так, число загрузок приложения Doximity за 2020 год выросло в 38 раз. На втором месте идут продукты, помогающие поддерживать физическую форму в домашних условиях, предлагающие программы тренировок. Далее — приложения, направленные на улучшение ментального здоровья, позволяющие справиться с депрессией, тревогой, суицидальными настроениями, и решения, позволяющие контролировать артериальное давление.

График 1. Структура мобильных приложений для пациентов по нозологиям


График 2. Структура профилей мобильных приложений по вопросам здоровья
График 2. Структура профилей мобильных приложений по вопросам здоровья
-3

Скачать бы рад, но пользоваться — тошно

Приложений делается много, но их качество сильно разнится.

Количество мобильных приложений по здоровью в чистом виде выросло всего на 32736 штук в период с июля 2017-го по июнь 2020 года, хотя по факту за этот период на рынок было выведено 351 тыс. новых продуктов. Это связано с тем, что треть из них уже удалена из магазинов приложений. Почти вдвое больше удалено приложений, выпущенных до июля 2017 года.

По оценкам IQVIA, от 50% до 75% продуктов, сделанных в 2010-2018 годах, более не доступны для скачивания. Причем, больше половины из них не пользовались особой популярностью и при жизни — что выразилось в менее 100 скачиваний пользователями.

61% удаленных приложений ни разу не обновлялись. А 25% — обновлялись лишь в течение года, предшествовавшего их удалению. С другой стороны, среди тех продуктов, которые остались на рынке, 70% регулярно обновлялись, а из тех 30%, которые не актуализировались, 90% были выпущены в течение последних трех лет, так что теоретически не успели устареть.

График 3. Выпуск и удаление приложений по вопросам здоровья в течение лет

-4

Что же касается ныне «здравствующих» продуктов, то 83% из них были установлены пользователями не более 5 тыс. раз. Лишь 110 продуктов могут похвастаться тем, что каждое из них скачали более 10 млн раз, продолжают аналитики IQVIA.

Чтоб не пропасть по одиночке

О низком качестве мобильных приложений для пациентов, созданных фармацевтическими компаниями, говорили и участники опроса, проведенного онлайн-платформой WeGo Health среди лидеров пациентских движений США.

«Минимальных маркетинговых усилий фармкомпаний и посредственных приложений недостаточно для привлечения пациентов», — сказал старший директор по маркетингу WeGo Health Ришель Хорн.

По его убеждению, частично проблема низкой популярности МП от фармы заключается в нормативно-правовой базе и длительности процедуры утверждения приложения и вывода его на рынок. Плюс пациенты зачастую используют лекарства от разных фармбрендов, но вряд ли станут скачивать приложения от каждого из них. Это значит, что фармпроизводителям желательно вступать в партнерства, продолжает Хорн и приводит несколько успешных примеров такой коллаборации.

Компания Novo Nordisk и Med Saxenda объединились при разработке приложения для контроля веса Noom, Novartis и MediSafe — при создании помощника, напоминающего о приеме лекарств, Pfizer и производитель устройств Striiv — для отслеживания кровотечений и повседневной активности пациентами с гемофилией.

Что было — что будет

Но вернемся к докладу Института IQVIA. Авторы отчета отмечают, что подавляющее большинство представленных на рынке мобильных приложений о здоровье не проходили регистрацию в регуляторных органах и не имеют статуса медицинских изделий. Считается, что степень риска здоровью от их использования — минимальная.

При этом по состоянию на июнь 2021 года в разработке в США находится 259 диджитал-продуктов, которые намерены пройти регистрацию FDA. При благоприятном исходе врачи смогут официально рекомендовать их пациентам и за их пользование будет платить не сам больной, а его страховая компания. В числе этих проектов около сотни мобильных приложений и игр.

Согласно опросам, 44% терапевтов в США готовы выписывать своим пациентам рецепт на мобильное приложение. Среди администраторов клиник и медицинских страховых компаний число тех, кто одобрительно относится к использованию МП в клинической практике, и того выше — до 70%.

По прогнозу аналитиков, в 2021 году нас ожидает рост количества приложений, ориентированных на пациентов с определенными заболеваниями. Хорошие перспективы ждут и категорию в целом.

Агентство GrandViewResearch оценивает мировой рынок приложений в сфере здоровья по итогам 2020 года в 40,05 млрд долларов. Уже к концу текущего года он увеличится до 47,7 млрд долларов, а в ближайшие семь лет будет расти со среднегодовым темпом 17,7%.

-5

Главный игрок рынка — Северная Америка с долей выручки более 38% в 2020 году. По прогнозу, он сохранит свое лидерство благодаря росту использования смартфонов, развитию сетей покрытия, увеличению распространенности хронических заболеванию и численности гериатрического населения.

Текст подготовила Екатерина Погонцева

#ОБЗОРЫТЕХНОЛОГИЙИРЕШЕНИЙ

#МОБИЛЬНЫЕПРИЛОЖЕНИЯ #IQVIA #WEGOHEALTH