Найти в Дзене
Гуль

Мюзикл: Death Note – нетривиальная адаптация

Оглавление

Музыкальные адаптации – в целом явление нередкое, но вот музыкальная адаптация аниме? Вот такой случай уже менее частый, ибо формат не слишком удобен для переноса – сложно покрыть за два часа все события. А речь в данной статье пойдет об адаптации Тетради смерти, достаточно объемном произведении.

Уже с первых минут становятся понятны различия между адаптациями: аниме больше концентрируется на интеллектуальной игре, мюзикл же – на чувствах и идеологиях персонажей. Ничего удивительного, ведь когда люди говорят о мюзиклах, в голове сразу всплывает образ героя, который возвышенно поет о своих чувствах. Хоть данный образ и утрирован, но не стоит пытаться побороть формат, чтобы рассказать точно такую же историю, что и в аниме. Формат должен служить истории, а не наоборот. Хорошо, что создатели данного мюзикла это понимали. Куда лучше сосредоточиться на том, что аниме оставило не до конца раскрытым, заинтересовать зрителя чем-то новым.

Все изображения – скриншоты из оригинальной японской постановки
Все изображения – скриншоты из оригинальной японской постановки

Песни

Where Is The Justice?

Лайт из аниме и Лайт из мюзикла отличаются быстротой своего перехода к "я – бог нового мира", и, несмотря на куда меньший хронометраж, Лайт из мюзикла больше по времени успевает побыть просто "парнем, которого возмущает несправедливость этого мира" хотя бы потому, что данная песня поется от лица Лайта, который еще не поднял тетрадь смерти. В аниме с такой перспективы у нас есть лишь одна короткая сцена. Мне нравится, как словами учителя подчеркивается подростковость взгляда Лайта на мир, его желание его упростить: "Your simple arguments have all been made before (Эти простые аргументы были сделаны до тебя)".

Песня поднимает много интересных вопросов: действительно ли размытость между злом и добром идет на пользу обществу, или это, как говорит Лайт, порождает несправедливость? Закон и справедливость – это схожие или совершенно разные понятия?

Номер делает очень многое для персонажа Лайта, давая слушателю куда больший запас "понимания", прежде чем оно неизбежно закончится, покуда главный герой будет раскрывать свое лицо под влиянием силы, что он получил.

Ближе к концу песни к Лайту присоединяются его одноклассники, что уже на ранних этапах дает нам понять силу его невероятной харизмы, убеждения.

Немного особенно интересных строк:

— The world's not black and white (Мир не черно-белый)
The choice not "either-or" (Выбор не "или одно, или другое")
— Perhaps it's time (Тогда может быть)
We drain the color from it then (Нам надо убирать оттенки)
Till we're back to seeing black and white (До тех пор, пока мы опять не увидим черное и белое)
And wrong and right again (И правильное и неправильное)

Наглядная демонстрация взглядов Лайта буквально в трех строчках: он радикален и бескомпромиссен. Он верит в то, что мир делится на черное и белое, что позднее дает ему уверенность в своих действиях.

Politicians make their speeches all day long (Политики целыми днями занимаются речами)

While judges pushing pencils mostly get it wrong (В то время как судьи водят карандашами и чаще всего ошибаются)

Позже Лайт сам станет "судьей", который будет карандашом совершать свои вердикты.

They're Only Human

Мой личный фаворит. В аниме мы почти не видим взгляд шинигами на происходящее, но в мюзикле этому уделено много внимания. Более того, благодаря раннему вводу Рэм в сюжет, мы наблюдаем две разные перспективы: в то время как Рюк видит в жизни людей комедию, Рэм убеждена, что это трагедия. И потому припев "They're only human (Они лишь люди)", может звучать как сочувственно, так и пренебрежительно.

— Isn't it a laugh? (Разве не смешно?)
— Isn't it a shame? (Разве не грустно?)
Thinking there is someone in heaven to blame (Думать, что можно винить кого-то на небесах)

Hurricane

Это уже не первая песня с названием Hurricane (Ураган), в которой трагичный герой поет о своем целеопределении... Кхм-кхм: Гамильтон.

И все же она свое предназначение выполняет: очень воодушевляет. Так себя наверняка и будет чувствовать человек, который неожиданно получил в свои руки такую огромную силу. Песня способна нас обмануть, поверить в благие намерения Лайта, но строчки по типу "The human stains and all their sin (Грязь людей и все их грехи)" вновь возвращает к мыслям о мании величия героя.

Elegant solution (Элегантное решение)
Flawless execution (Безупречное исполнение)
Righteous retribution on the way (Праведное возмездие уже идет)
-2

Kira!

Еще одна песня о взгляде шинигами, а именно Рюка, на происходящее. Он высмеивает все деяния Лайта и его воодушевления; то, что для него цель всей жизни, для Рюка лишь метод развлечения. Крайне заедающий мотив и большой контраст в тоне с предыдущей песней. Несерьезность Рюка также подчеркивается и оборванным окончанием песни.

Большой контраст образа "Бога", представляемого Лайтом в предыдущей песне, и реальным Богом, Рюком, которого мы видим в данной песне. Никаких высших целей, демонстрации божественных сил – Рюку даже не особо важно, что правильно, а что нет, да и сама судьба этого мира. И обычное красное яблоко имеет над ним большую власть, чем что-либо иное, что могут предложить люди.

You think you’re making changes (Ты думаешь, что меняешь мир)
But the only thing you can change is your name (Но ты можешь поменять лишь свое имя)

I'm Ready

Голос Мисы неожиданно низкий, особенно учитывая японский оригинал. Но конкретно эта песня вообще звучит по-разному в японской и в американской адаптации, хотя они обе сохраняют намеренный попсовый оттенок, нужный, чтобы по стилю отделить данную песню от всех остальных (так как она существует как песня, которую Миса исполняет на своем концерте, а не часть нарратива).

We All Need A Hero

Начинаются проблемы плохой сочетаемости формата и первоисточника. В мюзиклах много баллад, в том числе и этом, хотя тематически они не всегда уместны.

В Тетради смерти мало места для романтики и сентиментальности в диснеевском стиле, но песня дает центр внимания персонажу, который был им обделен в первоисточнике, сестре Лайта. И поднимается интересная тема иронии того, каким Лайт "героем" предстает в глазах сестры, и какой "герой" он на самом деле.

Существует и второй слой иронии: к песне присоединяется Миса, которая тоже поет о своем герое, и это вновь Лайт, но теперь его воплощение Киры. Совершенно противоположный смысл, если сравнивать с частью сестры.

The Game Begins

Л – последний персонаж, которого представляет мюзикл. До последнего толком не знаешь, как будет смотреться поющий Л. Ожидаешь появления ощущения разобщенности, но, удивительно, песни Л воспринимаются вполне себе аутентично. Интересно заглянуть в голову такого загадочного персонажа, узнать, как он мыслит – именно это нам и дает песня. Л детектив не ради эфемерной справедливости, но ради игры, ради своего эго, ради интеллектуального садизма и адреналина. Поэтому, хоть он и Лайт на разных сторонах баррикад, у них много общего. Героев тут нет, отвечаем мы предыдущей песне.

You analyze by working backwards (Ты анализируешь начиная с конца)
Effects reveal their cause (Последствия указывают на причину)
For even perfect crimes have perfect flaws (Ибо даже идеальные преступления имеют идеальные недостатки)

There Are Lines

Прекрасная песня, хорошо дающая понять философию Сойчиро, отца Лайта. Он не одобряет ни методов Киры, ни методов Л. Он ценит человеческую жизнь и верит, что законы были придуманы за тысячи лет не просто так, а значит, что есть "линии, которые нельзя пересекать".

Интересно, что все партии Сойчиро спеты метрономно, а Лайт, хоть и повторяет все слова отца, но не попадает в бит и вкладывает куда больше эмоций – возможно, так мюзикл и "определяет" ложь Лайта.

You don't justify the means (Ты не оправдываешь средства)
In the service of an end (Ради цели)
Smashing laws to smithereens (Разбивая законы вдребезги)
Till there aren't any rules left to break or mend (Пока не останется никаких правил, которые можно разрушить или исправить)
-3

Secrets And Lies

Наблюдаем за процессом мышления Л, Сойчиро и Лайта. Столкновение взглядов в итоге приводит к тому, что мы видим, как похожи на самом деле Л и Лайт, их партии пересекаются, хотя их цели противоположны. Сойчиро и Л тоже делят партии, но они, наоборот, сходятся лишь в целях.

The line is quickly blurring (Грань быстро размывается)
Between what's right and what is not (Между тем, что правильно, и тем, что нет)
I don't care who gets hurt now (И мне все равно, кто пострадает)
As long as I get one more shot (Если я получу еще один выстрел (попытку)

Mortals And Fools

Еще одна баллада, но в каком стиле еще могла быть песня-размышление о любви? В мюзикле данной теме уделено неожиданно много внимания по сравнению с первоисточником. Этот факт раскрывает куда больше таких персонажей как Миса и Рэм, ибо их мотивация во многом завязана на любви. Я даже часто читаю в отзывах, что версия Мисы из мюзикла – любимая версия Мисы зрителей в целом. Конечно же, ведь ее чувствам отводится несколько песен, они кажутся весомее, и сама Миса поэтому кажется менее раздражающей, менее поверхностной (а именно этим оправдывают свою неприязнь многие нелюбители).

И количество предзнаменований в этой песне зашкаливает. Зная судьбу Рэм, строчка "Love can make you come alive, or take your life away (Любовь может воскресить тебя, или отнять твою жизнь)" звучит совсем иначе.

Stalemate

Первое формальное столкновение Л и Лайта, песня пропитана напряжением, связанным с их встречей. Вообще всегда хорошо, когда мюзикл переносит в песни не только чувства героя, но и события, действия.

Кстати, первая расправа с четвертой стеной. Мюзикл будет проделывать это и дальше в некоторых песнях.

Just like two actors on a stage (Словно мы два актера на сцене)
Go through the motions that we both rehearse (Проделываем отрепетированные действия)
-4

I'll Only Love You More

Еще одна баллада, главная изюминка которой заключается в интеграции "подсказок" Мисы для Киры по типу "I'd gladly give you half my years (Я с радостью отдам тебе половину своих лет) или "I'll read your name and see your face (Я прочитала твое имя и увидела твое лицо)".

Honor Bound

В этой песне очень много интересных, очень умно написанных фраз, взять хотя бы "But if what I'm seeing, bends as light reflects (Но что если то, что я вижу, меняется с отражение света)" с двойным дном. Первое, конечно, light как существительное и Light как имя; второе же то, что свет может отражать, но не может изменять, однако мнение человека вполне себе может изменяться в зависимости от перспективы. Или же "My son is exactly who he seems to be (Мой сын тот, кем он кажется)" – ирония в том, что для Л Лайт "тот, кем кажется" – то есть Кира, а для Сойчиро "тот, кем кажется" – то есть его честный и невиновный сын.

Очень сильная песня, дающая нам местами недостающий в аниме-адаптации взгляд Сойчиро на ситуацию, а ведь он безусловно интересен и сложен. Перед ним стоит выбор: его обязательства как полицейского или же как отца?

Listen to me, am I crazy? (Послушайте меня, я безумен?)
Thinking he could be (В том, что он может быть)
Some insane, unfeeling monster somehow raised by me (Какой-то сумасшедший, нечувствующий монстр, каким-то образом воспитанный мной?)
-5

Playing His Game

Знаменитый теннисный матч! Песня, как и момент в аниме, очередной раз прекрасно подчеркивает то, как на самом деле похожи Л и Лайт: их мышление и методы одинаковы, различают их лишь обстоятельства.

I’ll walk in his shoes (Я пройду в его обуви)
As long as it takes (Так далеко, как нужно)
Till deep in my bones (Пока до самых костей)
I’m sure he’s (Не прочувствую, что он)
One and the same as the me who is playing his game (Такой же, как я, играющий в его игру)

Borrowed Time

Песня, наполненная силой, которая заставляет поверить, что в эту девушку влюбились аж двое! бога смерти.

When Love Comes

Еще одна баллада, на этот раз влекущая ангельским голосом исполнительницы. К этому моменту любовь Рэм к Мисе достаточно очевидна, но песней она лишь закрепляется, оставляя после себя лишь вопросы о форме этой любви: материнская? романтическая? платоническая? Тут уж каждый сам придет к ответу.

The Way It ends и Requiem

В мюзикле есть своя, оригинальная, концовка по причине того (по крайней мере, мне так кажется), что времени просто нет доходить до какой-то другой. Поэтому даже удивительно, какой логичной она вышла.

Вместо того, чтобы просто написать имя Л, Рэм, по указке Лайта, пишет целый сценарий смерти (удобный Лайту), который заканчивается тем, что Л пускает пулю себе в голову. Лайт уже празднует победу, но на сцене появляется Рюк, который вписывает имя Лайта в тетрадь, объясняя это тем, что без Л игра уже не будет интересной (это иронично: ведь именно такое мнение у многих фанатов Тетради: после смерти Л она уже не была так хороша). Так, получается, что никто не узнает, кто на самом деле был Кирой, и в этом есть какая-то поэтичность и трагичность. Во всяком случае, такой вариант куда лучше висячего конца, в котором события просто обрывались бы.

Тематически концовка тоже очень хороша – на протяжение всего мюзикла Л и Лайт расценивают все происходящее как игру, у которой будет победитель и проигравший, но жизнь не так проста. Нет черного и белого, как думал Лайт, нет победителя, одни проигравшие.

Многие согласятся, что вторая часть аниме имела кучу недостатков по сравнению с первой. Но она доносила одну мысль: Лайт не Бог нового мира, он обычный человек, перед кончиной своей достаточно жалкий, боящийся смерти. И мюзикл, имея в своем арсенале куда меньше времени, тоже приходит к этому! И ему даже не пришлось показывать Лайта никчемным. Но мы вполне улавливаем разницу между тем, как Лайт обозначает себя, и как его обозначают люди.

Конечно, мы помним, что Лайт считал себя ураганом (Hurricane), но в конечной поминальной песне люди поют лишь о легком бризе (gentle breeze), что колыхнул листву деревьев, и мир продолжил жить своей жизнью.

-6

Итоги

Никогда бы не подумала, что мюзиклы и Тетрадь смерти могут быть совместимы, но все же вот она я, который раз переслушиваю песни из данной музыкальной адаптации. Конечно, события в ней развиваются быстро, поэтому для знакомства с Тетрадью она подойдет вряд ли, но дополнением является мощным, дает новый взгляд на некоторых персонажей.

Мюзиклы
8721 интересуется