Всем Доброго Аудифильского!
Сегодня мы продолжаем цикл статей под общим названием В Поисках Точного звука.
Этот цикл статей может жутко не понравиться Аудиофилам, и как показала практика, дико бесит инженеров-антиаудиофилов.
Почему так происходит с инженерами, которым по идее разговор про точный звук должен быть бальзамом на душу - это отдельная история из серии Не Шарят Они в Звуке. Они читали книги. И порой демонстрируют хорошие знания прочитанного. Просто они остановились на некотором начальном уровне. Сегодня я не буду их критиковать.
Я просто буду проводить сравнение 2х магнитофонов.
Один Аудиофильский, а другой стремится к Высокой Точности Воспроизведения.
Тут еще нужно сказать, что моя позиция в вопросе магнитофонов она суровая. Если усилитель по моим оценкам имеет право быть Аудиофильским и радовать слушателя теплом и уютом, или наоборот яркостью и упругостью, или укутывать глубиной баса, и соблазнять сахарностью рассыпчатого верха.
То вот с катушечником я вредный педант. Вот вынь и полож мне максимально точную копию с катушки на катушку. Вот чтобы вообще разницу не отличить. По приборам не отличить.
Почему я такой стервозный к магнитофонам? Да все просто. Я прогрессивист в плане темпов Научно-Технического Прогресса. А потому прекрасно понимаю, что магнитофон может использовать школьник или студент для проведения исследовательской работы. Для фиксации сложных динамических колебаний.
Например работы подвески в автомобиле, внедряя в амортиразаторы масло с металлической крошкой. Оно такое под действием магнитных полей вязкость свою меняет.
Причем делает он это с целью обеспечения лучшей управляемости с сохранением Американского Комфорта от поездки.
И вот не нужна ему вторая гармоника. Ведь в реальности этим вторым колебанием может быть вибрация от двигателя перебежавшая на кузов.
А нам такое не надо!!!
Поэтому назвался катушечником - будь добр быть точным. Это мой принцип!
Аудиофильство для развлечения я ламповым буфером между магнитофоном и входом усилка соображу.
Но все таки педантизм педантизмом, а истина такова, что в 70х было невозможно создать качественный тракт без посторонних призвуков.
И выбор был или идти у меня на поводу и оставлять их в слышимом наличии, или маскировать Аудиофильскими приемами.
И вот такое сравнение сегодня мы и проведем. Один аппарат прислушивается к моему педантизму, а второй Аудифильский.
А какой из них какой, это я вам не скажу. :) Хотя вы это поймете из описания. *подмигивает*
1. Akai GX-630 D
фото отсюда https://www.hifi-wiki.de/index.php/Akai_GX-630_D
Аппарат начали выпускать в 1876м году.
Представляет он собой по моим оценкам лучший из Акаев именно на звук.
Так уж вышло, что задачей Акая было выжать максимум качества и при этом сохранить разумный, пусть и не самый бюджетный ценник. Они делали прогресс технологий магнитной записи.
И на пути к этому делу у Акая в 80х вылезла особая фирменная черта в звуке. А вот этот красавчег из второй половины 70х. Он ее не имеет.
У него нет реверса. Но в остальном полноценный Акаище!!!
Катушки крутит на 9 и 19 см в сек.
АЧХ на 19й - 20 - 25 кГц. Детонация 0.06%.
Схема Усилителя Воспроизведения на транзисторах. Целиком.
Сигнал с головки встречают 2 малошумящих аналога транзистора КТ3102. Далее цепи коррекции АЧХ, в ООС каскадов, с механическим переключателем на передней панели и проводами к нему выведенными.
После коррекции АЧХ следует двойной каскад усиления охваченный местной ООС. И на выходе еще пара каскадов, Коллекторный выход одного из которых является линейным выходом, причем регулятор уровня этого выхода использован заодно и как каскад "падения напряжения", для раскачки амплитуды на наушники. Эмиттерный выход второго каскада упирается в трансформатор, со второй стороны которого подключаются наушники.
В общем утяжеленные технологии рентабельных решений, на выходных каскадах, поражают воображение о технически-возможной степени рентабельных подходов к конструированию.
Но про звук поговорим несколько позже.
2. Denon DH-710 F
фото отсюда https://www.hifi-wiki.de/index.php/Denon_DH-710_F
Аппарат крутыш. Выпускался с 1676го года.
Если на виниле можно внешний корректор, то почему на катушечнике нельзя?
Вот так здесь и сделано. Один блок - это механика с головками, а второй - исключительно усилители записи и воспроизведения.
Скорости аппарат может и 19 и 38. Так еще и 2 головки воспроизведения на борту. Одна на 4х дорожечную запись, а вторая на 2х.
Т.е. вот совсем круть. 2х дорожечная да на 38й скосрости.
Так мало того, тут еще и закрытый тракт. 2 ролика по бокам головок. Один тяговый, а второй обеспечивает стабильное натяжение ленты, для лучшего контакта с головками.
Параметры АЧХ на 19й 30 - 18 кГц, детонация 0.08%.
Усилитель воспроизведения. Схема.
На входе классическая транзисторная тройка, знакомая по Олимп 003, Электронике ТА1-003 и Эленктронике 004. За ней цепи коррекции АЧХ. С коммутацией биполярным транзистором. За ним Операционный Усилитель на микросхеме.
*****************************************************************
Это вообще как? Магнитофоны одногодки. А тут вдруг при явно лучших возможностях движения ленты, выдает и АЧХ хуже, и детонацию. Да и схема чет не правильная.
Как такое может быть???
Да все просто. Сейчас поймете.
Акай на звук выдает в сравнении с источником чуть более глубокий бас. И слегка смазанный верх. С небольшими артефактами в детальности.
При этом середина у него ровная и детальная. Никаких стеклянностей. Никаких грязноватостей. Никакой плоскости звучания. Все ровно и детально.
Есть только чуть чуть посторонней глубины в басу, и небольшая смазанность верха.
А вот Денон выдает упругий бас, насыщенную глубокую чувственную середину, и рассыпчатый шикарный Сахарный верх.
Ему детонация ниже 0.08 и нужна. Он с такой подачей на верхах и все 0.2% замаскирует на раз. Да и АЧХ реального сигнала больше 16 кГц не требуется. Он сам все воссоздаст.
Как он это делает? Если по быстрому, то пара конденсаторов на питании ОУ тут на 350 мкф, а должно быть у этой микрухи под 1000. Ну и какие-то неожиданные цепи с характеристикой Чебышева в обвязке микрухи наблюдаются.
Входную тройку детально не смотрел. Но скорее всего и там что-то хитрое стоит.
Таким образом имеем при том, что Акай лучший по моим оценкам за звук, с идеально звучащей точной серединой, он все таки имеет слышимые артефакты звучания.
А Денон маскирует все огрехи схемотехники шикарным звуком. Хотя уровень его достоверности явно снижен.
Вот примерно так в 70х техника развивалась. Или слушаем точный звук с артефактами и призвуками, или все замаскировано шикарным разогнанным звуком.
Я продолжу этот цикл иллюстраций и дальше. На других брендах.
************************************************************
Так же напоминаю комментаторам, что со вчерашнего дня на канале жесткая политика контроля комметариев. Причины ее введения описаны в отдельной статье вышедшей 2 дня назад. Призываю сначала ее прочитать.
Ну а мирным читателям и особенно подписчикам большой большой привет!!!
Спасибо, что дочитали!
фото коллаж на обложку выполнен мной из фото в статье