Сообщения о нападении нацистской Германии на Советский Союз начали поступать ещё весной сорок первого года. Разведка докладывала, что оно состоится в мае или июне, также передавали примерные даты наступления, но им мало кто доверял.
О том, что Германия нападёт на СССР, знали и в американском посольстве: европейские дипломаты по своим каналам присылали секретные донесения. Правда, варианты дат нападения были разными. По удивительной случайности, 21 июня 1941 года было принято решение об эвакуации женщин и детей, и тем же вечером их отправили в Швецию и Персию.
Также за несколько недель до начала войны сотрудники посольства США начали пополнять запасы продовольствия. Кстати, множество продуктов – консервы, замороженные стейки, алкоголь и даже сливки – доставлялись в посольство из Америки или Европы, поскольку американцы привыкли доверять своим продуктам, а советские у них вызывали сомнения из-за санитарных норм. В посольстве даже существовала памятка о том, чего не стоит есть на приёмах в советских учреждениях (по ссылке - статья на нашем канале).
Продовольственный запас, сделанный до войны, очень помог американским дипломатам, потому что вскоре в СССР стали частыми гостями военные из Соединённых Штатов – их возили на фронт в качестве инспекторов.
Чем ближе фронт приближался к Москве, тем больше дипломатические сотрудники думали об эвакуации, а также о том, как поступить с запасом еды. Послу Лоуренсу Стейнхардту пришла в голову мысль объявить его «архивом». Он обратился в Народный комиссариат иностранных дел, заявив, что в виду приближения линии фронта к столице необходимо вывести «секретный архив» куда-нибудь подальше от неё. В наркомате предложили Казань.
В конце августа было предоставлено несколько вагонов, в которые были загружены сотни коробок с тушёнкой, фасолью, прочими консервами, крупами, чаем и даже виски. Конечно, всё это было упаковано в специальные коробки и специальные печати сообщали, что это секретный груз.
В Казани американских дипломатов встречал председатель президиума Верховного Совета Татарии Галей Динмухаметов. Он был настолько прост в общении, что сначала они его приняли за сотрудника «Интуриста», поскольку привыкли, что их всегда в поездках по Союзу сопровождали работники этой организации. В распоряжение посольских работников был предоставлен дом в центре города, где они разместили «секретный архив».
Но уже в начале сентября в Казань стали прибывать десятки тысяч беженцев, властям приходилось решать проблему с их размещением. На начало войны жителей в городе было чуть больше трёхсот тысяч - соответственно, жилых домов было не так много. Местные жители, как ни странно, возмущались понаехавшими, и вскоре это негодование направилось и на американских дипломатов. Несмотря на то, что они сами снабжали себя продовольствием и не беспокоили по этому вопросу местные власти, их попросили покинуть Казань.
К тому времени нацистская армия была уже под Москвой, поэтому советское руководство приняло решение об эвакуации всех иностранных посольств в Куйбышев (сегодня Самара). Поэтому и американские дипломаты перевезли в итоге свой «секретный архив» с едой туда.