Автор Толмачев Андрей Валерьевич
Начало: Работа с творческими коллективами в балете. Часть 1/4
Вряд ли можно оспаривать общее мнение о том, что самую большую силу Фокина составляет стилизация, и что лучшие его балеты — стилизованные, такие, как «Шехеразада» (Восток), «Клеопатра» (Египет), «Дафнис и Хлоя» (греческая античность) и проч. и проч.
В этих балетах Фокин проявил такое изумительное знание стиля разных времен и разных народов, такую необыкновеннейшую эрудицию, какою не обладал до него ни один хореографический автор в России (да, пожалуй, и во всем мире).
Но было бы величайшей несправедливостью по отношению к Дягилеву, Баксту и Бенуа считать эту эрудицию чисто фокинской и забывать об их соавторстве: можно ли говорить об одном Фокине, как творце египетской «Клеопатры» и античного «Дафниса и Хлои», когда Лев Бакст по художественным увражам восстанавливал позы и растолковывал их Фокину, которому оставалось сообщить им динамику.
Михаил Фокин первый сделал из кордебалета не тот общий и необходимый фон, не то balabile, на котором отчетливо выделяется танцевальный рисунок солистов, а равноправного, иногда и доминирующего участника танцевального действия. до Фокина наши балетмейстеры больше приспособлялись к солистам (особенно к солисткам, к балеринам), чем заставляли их приспособляться к своей танцевальной идее. Фокин подчинил отдельных исполнителей ансамблю и решительно восстал против игры «нутром» и против «ut диеза Тамберлика».
«Наш учитель,— вспоминает Т. Карсавина о Фокине,— не переносит, чтобы нас останавливали технические трудности. Во время одной и той же репетиции он переходил по очереди от самого большого энтузиазма к ярости.
Так как он все принимал близко к сердцу и требовал, чтобы каждый давал все, что только может, то мы ему были очень преданы, мы — его приверженцы, несмотря на то, что он был очень раздражителен и не умел сдерживать своего характера. Вначале его гневные вспышки нас приводили в ужас, но мало-помалу мы привыкли видеть, как он бросает в воздух стулья, уходит в разгаре репетиций или разражается пылкими речами.
Во время репетиций он садился в оркестр, чтобы видеть эффект своей постановки.
Позднее, когда не только наша маленькая группа бла¬гоговела перед ним, но когда и вся наша труппа стала уважать в нем признанного руководителя, он сделался еще более властным [3].
Сравнение неестественных движений в балете и естественных движений в живописи по М.М. Фокину
«Сомнения в том, что в балете „всё обстоит благополучно“, что танец, которому меня обучали, действительно построен на незыблемых и неизменных законах, сомнения в канонах и догматах старого балета возникли у меня при сопоставлении балетной пластики, балетных поз и движений с тем, что я наблюдал в других искусствах. Это произошло, когда, увлекаясь живописью, я копировал картины в Эрмитаже и Музее Александра III.
Сидя перед картинами, барельефами, я сравнивал то, что вижу, с тем, чему меня учили в балете. Я видел, что в балете другие люди, другие вкусы, идеалы.
Иногда я задавал себе вопрос: что будет, если вот на этой картине всем персонажам вывернуть ноги „en dehors“, как меня учат в балете? Ответ ясен: будет уродство. Что, если бы все действующие лица на этом гобелене „держали спину прямо“? [1].
Но про себя я думал постоянно: зачем? почему? Задавать такие вопросы не полагалось. Ответ был ясен: нас так учили, такова традиция, держи: спину, вытягивай пальцы и не рассуждай. Постепенно я сам для себя выяснил, что прямая спина хороша как основа. Ведь и преподавание рисования начинается с прямой линии. Но всю пластику сводить к прямой спине — большая ошибка [4].
Балет должен стать целостным произведением — убеждение М.М. Фокина
»... нужен ли отдельный успех каждой такой маленькой части балета? Разве эти «успехи» не разрушают целого? Разве закон единства, обязательный для всех искусств, не обязателен для балета? Аплодисменты и особенно поклоны среди действия, несомненно, вредят цельности впечатления от спектакля. Но гораздо больший вред наносится искусству тем, что делают артисты в погоне за этими аплодисментами и поклонами. Самоё искусство меняется, искажается. Забыты поэзия, драматическое, лирическое содержание спектакля. Артисты не чувствуют своих ролей, не чувствуют отношений между действующими лицами, но всё время чувствуют партер, галерею [2].
Говорят о необходимом контакте с публикой. Может быть очень различный контакт. Когда у зрителя навёртываются слёзы, пробегает мороз по коже или когда он краснеет, пылает и едва может усидеть на месте от переживаний в театре это — контакт, это высшее достижение артиста.
Каких только жертв не приносится именно для этого контакта. Всё искусство перестраивается. Всё направляется к одной цели, к немедленному" личному, громкому успеху. Артист угождает. Не искусству служит, а публике прислуживает. «Публика это любит» — вот на чём строится вся теория и вся практика балета! Всё это стало мне противно и скоро после начала моей службы оттолкнула меня от балета.
Так как балерина есть самая главная персона в балете, так как артистка, достигшая такого высокого звания, очень горда этим, то она хочет, чтобы сразу при появлении на сцене всем было ясно, что она не просто танцовщица, а именно балерина. В стремлении иметь вид балерины вырабатывалась особая, гордая осанка, особая манера держать голову (высоко тянуть шею и почти не поворачивать головы), особенная манера ходить. Словом, выработался шаблон, по которому можно сразу отличить балерину от всех смертных, но по которому, конечно, нельзя никак догадаться, кого изображает артистка, какой образ она хочет воплотить" [2].
Вы можете в комментариях поправить Автора, если он не прав!
Продолжение будет опубликовано
- Часть 4/4 в понедельник 13 сентября
+ Ваши дополнительные возможности:
1) ВИДЕО: ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ СЕМЕЙ
2) До воскресного вечера 12 сентября 2021 от Вас принимаются вопросы по более чем 400 направлениям Творчества — вот верхний уровень Оглавления:
Ваши вопросы, в том числе используя режим АНОНИМ, Вы можете задать здесь:
Ответы — на плановой онлайн-консультации VIKENT.RU 19 сентября 2021 года в 19:59 (мск).
Список источников:
1. Сравнение неестественных движений в балете и естественных движений в живописи по М.М. Фокину // https://vikent.ru/enc/4828/
2. Балет должен стать целостным произведением — убеждение М.М. Фокина // https://vikent.ru/enc/4829/
3. Лифарь С.М., Дягилев, СПб, «Композитор», 1993 г., с.
4. Фокин М.М., Против течения. Воспоминания балетмейстера, Л., «Искусство», 1981 г., с. 50.
#михаил фокин #мировой балет #балет #творческие коллективы
#творческая семья