Дело было в советское время в Краснодаре. Там окончил военное училище мой дальний родственник. Он и рассказал байку о майоре, которого будущие офицеры проклинали все четыре курса и перед выпуском нашли-таки способ отомстить. Фамилия у него была «говорящая»: то ли КОзел, то ли Козлов, не помню точно. Но сто процентов – про козла.
В то время в училище был еще и третий офицер с созвучной фамилией – Козловский. Конечно, такое совпадение было вечным поводом для шуток и баек. Эти трое даже специально сделали памятный кадр возле скульптуры горного козла в местном детском парке. Фото «четыре козла» в училище хотел иметь каждый! Во всяком случае, у моего троюродного брата оно было.
Двое из «Козловских» нормальные были мужики. Но вот один, пусть будет КОзел, не давал курсантам житья. Уставной до мозга костей, застегнутый на все пуговицы товарищ майор служил по принципу «Живи по уставу – получишь честь и славу!».
Малейшее нарушение, и курсанты слышали команду:
– Замкомвзвода, построить личный состав!
Вечерние строевые «прогулки» длились часами:
– Рота, стой! Круго-о-ом! На исходную, шагом марш!
Если уж кого майор КОзел невзлюбил, все. Прощайте, увольнительные, здравствуйте, наряды вне очереди. Ну и унизить человека было его особым развлечением. Он коверкал фамилии, зло подшучивал и морально издевался над каждым, кто не соответствовал его представлению об образцовом курсанте. Словом, все этому КОзелу желали «здоровья» и сами понимаете, на какую букву ставили ударение в его фамилии.
Так вот, как-то весной, когда личный состав первого курса стоял под стенами училища и внимал речам отцов-офицеров, у четверокурсников созрел дерзкий план.
В тот момент, когда майор КОзел толкал свою речь о святом уставе, на него сверху вылили ведро воды.
В мертвой тишине майор развернулся, поднял голову…
Из окна третьего этажа выглянул человек в противогазе. Вытянулся чуть ли не на половину тела, убедился, что майор смотрит на него, опустил вниз правую руку и медленно сложил пальцы в кукиш.
Козел побежал в здание. Открыл дверь класса – взвод чистит противогазы. Рядом – та же картина. В третьем классе – аналогично. Все курсанты на третьем этаже чистили противогазы.
Смельчака никто не выдал.
Всю роту лишили увольнительных до самого выпуска. Но, как говорил мой родственник, оно того стоило. Зверства Козела курсанты с тех пор стали воспринимать легче, с юмором.
Да и сам майор немного смягчился.
P.S.
Скульптура козла стояла в детском сквере. Там еще была легендарная для Краснодара скульптура – Мальчик-индус на слоне. Вернее, это был фонтан. Но настолько культовый, что место со временем стали называть «сквер со слоном» и, когда бетонная конструкция разрушилась, власти города восстановили ее. Теперь это памятник.
Две скульптуры для парка выполнил Михаил Ружейников, один из первых педагогов Краснодарского художественного училища.