Найти в Дзене
Российский Кавказ

Греческая колонизация Северного Кавказа

Клычников Ю.Ю.

Заметный след в истории Северного Кавказа раннежелезного века оставили греческие колонии. В VIII-VI вв. до н.э. выходцы из эллинской метрополии ос­ваивали побережье Черного моря. Здесь на местах корабельных стоянок и торговых факторий стали возникать на­селенные пункты, жители ко­торых поддерживали контакты как с «варварским» миром, так и со своей исторической роди­ной. Отсюда в Грецию экспортировали хлеб, рыбу, шерсть, кожи, рабов. В свою очередь причерноморские города по­лучали вино, оливковое масло, оружие, качественную по­суду.

В 543 г. до н.э. выходец из Теоса (город на западном берегу Малой Азии) Фанагор основал на Таманском полу­острове город, названный в его честь Фанагорией (ныне здесь расположен поселок Сенной). Жителями города Митилена (город на острове Лесбос) в середине VI в. была ос­нована колония Гермонасса, видимо, получившее название по имени жены одного из предводителей первопоселенцев (ныне станица Тамань), а на месте поселения Синдик (ны­нешняя Анапа) в IV-III вв. до н. э. появилась Горгиппия (по имени боспорского царя Горгиппа). Были и другие поселения, число которых, судя по археологическим данным, к IV в. до н. э. достигло двухсот.

Колонии считались независимыми полисами и со­стояли из городского центра и хоры - сельскохозяйствен­ной округи. Верховная власть в полисе сосредоточилась в руках народного собрания. Выборные коллегии архонтов (правителей) осуществляли исполнительную власть.

Греческие торговые фактории возникали и вдали от Черноморского побережья Кавказа. На рубеже IV-III вв. до н.э. одна из них возникла на территории Ставрополья, о чём свидетельствуют наход­ки, сделанные на Грушевском городище (в окрестностях краевого центра). Городище было обнесено мощной кре­постной стеной, что, впрочем, не спасло его от уничтожения во время сарматского нашест­вия. На городище были обнаружены многочисленные обломки амфор, изготовленных, судя по клеймам- штампам, на острове Родос.

В 480 г. до н. э. греческие города, находившиеся по обе стороны Керченского пролива, были объединены в Боспорское царство. Его центром стал Пантикапей (Керчь). Правила царством династия Археанактидов, кото­рую в 438 г. до н. э. сменили правители Спартокиды. Они стремились распространить свою власть на новые террито­рии, в частности, Синдику. После долгих дипломатических
переговоров и военных действий это удалось царю Левкону I (389-349 гг. до н.э.), который также подчинил племена Прикубанья и Восточного Приазовья. Его сын Перисад I называл себя уже «царем всех меотов», но эта власть была непрочной. То и дело меотские племена заявляли о своей независимости, а когда между наследниками Перисада I началась междоусобная борьба за власть, они активно вмешивались в неё, поддерживая разные стороны кон­фликта.

Ослабленное внут­ренними смутами, под­вергшееся ударам коче­вых племен Боспорское царство не могло дальше сохранять самостоятельность. Царь Перисад V, фактически отказавшись от власти, вынужден был обратиться за помощью к Понтийскому царю Митридату VI Евпатору. Окончательный удар по некогда могучей державе нанесло восстание рабов под предводительством скифа Савмака в 107 г. до н.э. Восставшие захватили сто­лицу царства и убили Перисада V. На подавление выступ­ления Митридат VI послал своего полководца Диофанта, сумевшего пленить Савмака. Боспорская держава окончательно вошла в состав Понтийского царства, а ее народы оказались втянуты в войны против Рима, которые в I в. до н.э. вел Митридат VI. Эта противостояние закончилось не в пользу понтийского владыки. Он стал жертвой мятежа недовольных его политикой боспорцев. Дальнейшая исто­рия Боспорского царства была связана с римским владыче­ством. Римляне активно вмешивались во внутренние дела этого государства, стремясь к тому, чтобы на престоле си­дел верный им человек. Лишившись политической само­стоятельности, Боспор получил взамен относительную стабильность, что привело к экономическому расцвету его городов. Но по мере ослабления римского покровительства Боспорское государство все чаще становится жертвой на­тиска варваров. Окончательный удар ему нанесут в 80-х гг. IV в. гунны. Впрочем, жизнь в боспорских городах не прекратится, и они войдут в состав одной из провинций Ви­зантийской империи.

Источник: Клычников Ю.Ю. История народов Северного Кавказа. Учебное пособие. — Пятигорск: ПГЛУ, 2013. — 125 с.