Найти тему
Стакан молока

Помощь Димчо

Из записной книжки дипломата

Первая встреча с митрополитом Кириллом меня впечатлила. Со светлым чувством уходил я от него. Так бывает обычно после прочтения умной, хорошей книги, в которой нет вычурных метафор, излишних описаний природы и вымученных острот. Такую книгу обычно не откладываешь далеко. Ты знаешь, что скоро тебе непременно захочется к ней вернуться. Вновь прикоснуться к таинству мудрых мыслей её автора, которые незаметно для тебя самого преображают и обогащают тебя внутренне. И в разговорах с близкими и дорогими людьми ты непременно посоветуешь им её почитать. Но, конечно, приведённое уподобление никоим образом не передаёт того глубокого удовлетворения, которое я испытывал от столь необычного и необходимого для меня на новом дипломатическом поприще личного знакомства с человеком неординарным и богатым духовно.

Митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл
Митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл

Вы читаете отрывок из очерка "Владыка". Начало здесь

Появление митрополита на приёме в генеральном консульстве всеми присутствующими было встречено с особым почтением. Мне было очень приятно, что владыка исполнил своё обещание и посетил первый приём, проводимый мной. Он сразу оказался окружён людьми. Каждому, как мне показалось, захотелось подойти к нему и поприветствовать его. И каждому он нашёл что сказать, с некоторыми обменялся шутками.

Я пишу о владыке Кирилле не как человек церкви или глубоко верующий или воцерковленный, соблюдающий религиозные обряды, регулярно причащающийся и посещающий церковную службу. Нет. Я хочу поделиться своими воспоминаниями о нём как человек светский. Воспоминаниями, которые ношу в своём сердце и которые мне помогают в жизни.

Прошло некоторое время после нашего приёма. Увидев владыку на богослужении в праздничном облачении, я мысленно перенёсся в те далекие детские годы, когда с трепетом разглядывал иллюстрации в старинной библии, поразившие меня величественными позами изображённых на них людей в необычных одеяниях. Какая неожиданная связь времён и переживаний?! Этому, по всей видимости, способствовала вся торжественная атмосфера богослужения, её сакраментальная мощь, вобравшая в себя тысячелетний опыт православия. И если человек не зациклен на атеизме и сколь бы он ни был далёк от церковных таинств, то после подобного богослужения он выходит из храма просветлённым.

Сердце моё забилось учащённо, когда владыка помянул российского императора Александра Николаевича. В Болгарии со времён освобождения в церковных храмах традиционно поминают во время богослужений царя-освободителя Александра Второго и павших русских воинов за свободу этой страны.

А когда я ближе познакомился с отцом Кириллом, то узнал, что им написана монография, посвящённая роли Русской православной церкви в подготовке российского общества к участию в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., главным результатом которой стало воссоздание Болгарского государства.

Владыка поделился со мной огорчением, что в нынешних условиях издать монографию весьма непросто.

– Ни одно издательство не берётся за эту работу без предварительной оплаты, – в сердцах посетовал он. – А где возьмёшь такие деньги?

Я поинтересовался у него о необходимой сумме. Он мне её назвал. Разумеется, никаких обещаний я ему не давал. Но при случае рассказал об этом своему болгарскому приятелю Вылчо Друмеву с тайной надеждой, что он может дать дельный совет. Мне было известно, что он с большим почтением относился к отцу Кириллу. И не ошибся. Вылчо подумал и, словно выражая мысли вслух, проговорил:

– Мой давний коллега сегодня владеет кораблестроительной компанией. Поговорю-ка я с ним.

Через пару дней Вылчо мне позвонил:

– Всё в порядке. Димчо готов выделить необходимую сумму на издание монографии отца Кирилла.

В очередной раз подтвердилась давняя мудрость: не имей сто рублей, а имей сто друзей.

С особым чувством благодарности и сознания, что дружеское участие помогло издать замечательную монографию, я получал книгу в подарок от владыки. При её написании он работал в архивах Русской православной церкви. Она содержит уникальные свидетельства огромной просветительской деятельности русского священства по разъяснению освободительной миссии нашего народа в борьбе за свободу балканских христиан от иноземного владычества. Не раз в своих выступлениях в болгарских аудиториях я использовал фрагмент из этой монографии, рассказывающий о том, что даже каторжники в Нерчинских рудниках собирали по копейкам, чтобы передать деньги своим священникам на «святое дело – освобождение болгарских братьев по вере».

Владыка продолжил свои научные изыскания. Спустя несколько лет он издал монографию «Боярин полковник Киреев и освобождение Болгарии». Во время пребывания делегации Болгарской православной церкви в Санкт-Петербурге в 2011 году состоялась презентация этой книги в Святодуховном центре Александро-Невской лавры. Монография описывает героическую судьбу Николая Киреева (1841-1876 гг.), добровольно отправившегося на Балканы, чтобы защитить христианскую веру и болгарский народ от иноземных угнетателей.

Книгу под названием «Подвиг дворянина полковника Николая Киреева и освобождение Болгарии» митрополит Кирилл посвятил 130-й годовщине освобождения Болгарии от османского ига. В ней он описывает судьбу аристократа из дворцов Санкт-Петербурга и Вены, который мог сделать себе блестящую военную карьеру, но все силы бросил на освобождение порабощенных христиан. Без таких личностей, как полковник Киреев, не было бы освободительной войны, утверждает митрополит Кирилл и приводит евангельские слова: «Что невозможно людям, возможно Богу».
Книгу под названием «Подвиг дворянина полковника Николая Киреева и освобождение Болгарии» митрополит Кирилл посвятил 130-й годовщине освобождения Болгарии от османского ига. В ней он описывает судьбу аристократа из дворцов Санкт-Петербурга и Вены, который мог сделать себе блестящую военную карьеру, но все силы бросил на освобождение порабощенных христиан. Без таких личностей, как полковник Киреев, не было бы освободительной войны, утверждает митрополит Кирилл и приводит евангельские слова: «Что невозможно людям, возможно Богу».

Киреев Николай Алексеевич (22.08.1841–6.7.1876), дворянин, полковник, член Славянского благотворительного комитета в Санкт-Петербурге, в 1875 г. отказался от военной карьеры и как доброволец под именем Хаджи-Гирея командовал болгаро-сербским отрядом во время сербско-турецкой войны 1876 г. Погиб в бою. В 1882 г. его прах был перезахоронен в Раковишском монастыре.

Продолжение следует

Tags: Проза Project: Moloko Author: Щелкунов Анатолий

Книга «Мы всё ещё русские» здесь и здесь