Странные и пугающие, загадочные, но такие декоративные. Постоянно попадаются на глаза во дворцах и музеях: роспись стен и потолков, гобелены, посуда, резьба на мебели… везде — они. Небывалые существа, собранные из десятка разных фрагментов и вплетенные в затейливые рамки ветвей, цветов и листьев. Они — гротески. Откуда же взялись эти замысловатые монстры?
Происхождение самого слова “гротеск” вполне очевидно, но без небольшого погружения в историю кажется странным. Ведь происходит оно от слова “грот” (пещера). Собственно какая может быть связь? Спойлер: первобытная наскальная живопись тут ни при чем.
Давняя история
А история произошла такая: в Древнем Риме около 64 года до н.э. произошел знаменитый пожар, уничтоживший огромную часть города. Императором в это время был Нерон, которого впоследствии сильно подозревали в учинении этого великого бедствия. Что стало в свою очередь весомым поводом для ненависти к нему. Но пока императору еще было отпущено несколько лет наслаждения властью... Он решил построить на удачно освободившейся площади невиданно огромный и роскошный дворец. Назвал он его Золотой дом (Domus Aurea).
Гигантский комплекс был готов в рекордные сроки, и тем не менее отличался непревзойденным качеством отделки и богатством. Но простоять ему было уготовано очень недолго. Следующий же император (и все дальнейшие) максимально постарался стереть напоминания о Нероне из облика города. От разрушенного Domus Aurea остались лишь отдельные руины, засыпанные песком и ставшие основой для более поздних построек.
Века спустя
В конце 15 века остатки Золотого дворца случайно были обнаружены на достаточно большой глубине. По всему своему виду они больше напоминали подземные пещеры, а единственными сохранившимися любопытными деталями оказались их настенные росписи (собственно все содержимое залов, включая скульптуру, было вынесено еще при сносе здания). По внешнему виду стен и саму живопись назвали “гротесковой” («grotta» с итальянского — пещера).
Гротески в итоге были найдены не только в Золотом доме. Эти элементы, как выяснилось, были невероятно популярны в римских настенных росписях. Вот такие чудесные физиономии встречали владельцев Дома Августа, что на Палатинском холме.
Красота?
Открытие вызвало необычайный интерес. Хотя восхищение эти орнаменты вызвали не у всех. Авторитетнейший теорик искусства, биограф современного ему арт-сообщества и художник Дж. Вазари в 1550 году возмущался:
Гротесками называется разновидность живописи, вольная и потешная, коей древние украшали простенки, где в некоторых местах ничего другого не подходило, кроме парящих в воздухе предметов, и потому они там изображали всякие нелепые чудовища, порождённые причудами природы и фантазией и капризами художников, не соблюдающих в этих вещах никаких правил: они вешали на тончайшую нить груз, которого она не может выдержать, приделывали лошади ноги в виде листьев, а человеку журавлиные ноги, и без конца всякие другие забавные затеи, а тот, кто придумывал что-нибудь почуднее, тот и считался достойнейшим…
И все же итальянские художники быстро оценили пластические возможности античных чудовищных орнаментов. Применять их стали буквально везде. Конечно, в самом начале они появились в росписях стен, в подражение древним.
Справедливости ради отметим: фантастические существа и орнаменты не возникли на пустом месте под влиянием одного лишь впечатления от римских раскопок. Например, в Средневековье по страницам манускриптов живо “бегали” дроллери - создания не менее увлекательные. Но они оставались на бумаге. А римские находки дали развитие новой истории.
Расцвет эпохи
Только посмотрите, какую роскошь при помощи гротесков создал Пинтуриккьо в начале 1500-х. Хотя такое буйство красок, деталей и декора нравится тоже не всем.
Активно работал над гротесками Рафаэль. Одна из первых известных его работ, связанных с этим орнаментом — ванная апартаментов Биббиена. Но главным его шедевром гротеска стали конечно Лоджии в Ватикане.
А вот работа одного из учеников Рафаэля - Джулио Романо (1499-1546). Он блестяще выполнил росписи в Палаццо Те, загородной вилле Федерико II Гонзага.
В 16 веке гротески окончательно выходят за пределы Италии, распространяясь по всей Европе и проникают в разные виды искусства. Теперь мы их можем увидеть в декорации мебели, оружия, ювелирных изделий, они в керамике и в витраже.
Забвение и возвращение
Как ни странно на первый взгляд, с приходом барокко гротески были практически забыты (хотя и не без исключений). При всей пышности и избыточности форм барочное сознание больше всего ценило далеко не выдумку. Самым ценным в эту эпоху считалось живоподобие настолько совершенное, чтобы стереть границу между искусственным предметом и живым. Иллюзия должна была быть полной. Гротеск же при самой буйной фантазии зрителя за реальный предмет сойти не мог и был заменен сочными и пышными гроздьями фруктов, роскошными акантами, вазами и аллегориями, выглядящими “как живые”.
В дальнейшем искусство все же вновь обратилось к гротеску. Влияние на этот интерес, в частности, оказывали раскопки Помпей и Геркуланума. Архитектура и декор “под античные образцы” никак не могли обойтись без характерных элементов.
Яркий пример неоклассического декора — проект Агатовых комнат Чарльза Камерона (1746-1812). Архитектор был знатоком античности и не преминул использовать свои знания в практике. Гротески замечаем и в росписи, и в лепнине.
И напоследок посмотрим проект с гротесковым орнаментом, выполненный непосредственно под впечатлением от раскопок Помпей. Открытия, сделанные в античном городе, были творчески переработаны А. П. Брюлловым в 1836-1839 годах. В результате появился один из первых “помпейских” интерьеров в России — Малая (Помпейская) столовая в Зимнем дворце.