Найти тему
Всем балет!

Почему артисты балета уходят из театров: предательство профессии или свобода выбора?

Оглавление

Зрителям всегда интересен этот вопрос, потому что при всей предопределенности жизни артистов балета уход из театра всегда будет событием из ряда вон выходящим: «Как можно отказаться от профессии, которой учился восемь лет? А как же вложенный в тебя труд педагогов и репетиторов?» Каждый пример артиста балета, который по разным причинам навсегда покидает театр, сначала вызывает у простых зрителей волну непонимания. Но стоит немного углубиться в проблему, как становится понятно, что в балете не все так просто, как и в целом в жизни: нет хорошего и плохого, белого и черного.

В конце августа Мурат Ушанов (больше известный как murik_artist) объявил, что уволился из Мариинского театра. Также театр покинул Олег Игнатьев — соавтор Мурата по видео из серии «учитель-ученик». В своем очередном видео Мурат объясняет причины ухода и говорит, чем планирует заниматься в ближайшем будущем. Если резюмировать, причины ухода таковы:

  • нежелание танцевать в кордебалете
  • невозможность стать солистом из-за хронических заболеваний
  • запрет на съемку видео закулисья

Молодой артист выделил для себя три пути дальнейшего развития вне театра:

  • бизнес
  • творчество
  • преподавание

Чтобы узнать подробнее, обязательно посмотрите видео Мурата:

Все причины логичны: зачем оставаться там, где тебе плохо, где нет возможности для развития? Более того, вопросов не остается, когда есть проблемы со здоровьем, из-за которых потолок в профессии уже достигнут.

«Предательство» профессии

Аудитория Мурата в YouTube поддержала его, и это очень приятно наблюдать, в такой ситуации теплые слова даже незнакомых людей очень важны. Но невольно вспомнился пример Ники Цхвитария, покинувшей все театры, в которых ей доводилось танцевать. В интервью для канала «Всем балет!» Ника очень подробно рассказала о причинах увольнения, ссылка в конце статьи.

Реакция читателей на это интервью была весьма резкой: «Жаль труд педагогов! Это неорганизованность и неумение работать! Не надо было занимать место в Академии! Отсутствие дисциплины, плохой работник!» И это только малая часть критики, которая обрушилась на гостью.

Почему-то упускается момент, насколько много людей, которые окончили учебные заведения, но не работают официально и не подтверждает свое образование в дальнейшей жизни. В небалетном мире это давно стало нормой, считается, что надо хотя бы что-то окончить, чтобы не стать изгоем общества, а кем будешь работать, уже не так важно, с дипломом не пропадешь. Но в балете, оказывается, все иначе: если человек не хочет идти по проторенной дорожке «училище-театр-репетитор/педагог», то он автоматически становится предателем профессии в глазах некоторых зрителей. Обычно такого артиста хотят предать забвению, а говорить только о тех, кто идёт традиционным путем и не отклоняется от нормы.

«Положить диплом на полку»

Интересное обвинение: зачем человек занимал место в учебном заведении, если он потом не состоялся в профессии? Если начать спрашивать у людей, занимаются ли они профессией, которую получили в учебном заведении, окажется, что больше половины людей окончили учебу и забыли ее, как страшный сон. В СССР выпускник отрабатывал свое обучение несколько лет там, где требовались кадры, он был не вправе распоряжаться своей жизнью. К счастью, времена изменились, теперь каждый волен выбирать место жительства и место работы.

Фото: https://ru.freepik.com, пользователь master1305
Фото: https://ru.freepik.com, пользователь master1305

В наше время совершенно нормально занять бюджетное место в учебном заведении, но после завершения учебы заниматься далекой от освоенной программы деятельностью. И в этом случае преподаватели тоже тратят на студента время и силы, и делают они это за заработную плату, поэтому выпускник никому ничего не должен после окончания. Кто-то может возразить, сказав, что балет — особый мир, и связь с педагогами очень тесная, нельзя обменять их труд на непонятную деятельность, потому что педагог готовил ученика к чему-то более важному, чем растяжка в зуме. Но и это не отменяет правил: педагоги получают оплату своего труда, а выпускник имеет полное право отучиться и положить диплом на полку. Главное — знать, что делать после этого.

«Фриланс для неудачников!»

Фриланс в XXI веке стал обычным делом: благодаря интернету можно зарабатывать из любой точки мира, главное — навыки. Но вот фриланс в балете воспринимается не иначе как невостребованность и несостоятельность в профессии. Что могут делать фрилансеры в балете? Выступать на гала-концертах по всему миру, преподавать балет детям и взрослым оффлайн или онлайн, работать столько, сколько захотят и когда захотят. Немыслимо после жесткого расписания театра или балетного училища, да.

Со стороны кажется, что уволиться из театра — самое простое, что можно сделать: «А вы попробуйте терпеливо поработать десять лет и заслужить!» Но система как дисциплинирует, так и ограничивает. Кстати, быть фрилансером, особенно в балете, гораздо сложнее, чем быть трудоустроенным и жить по расписанию, которое уже создано, это очевидно. Поэтому так немного тех, кто решается сделать шаг в сторону свободного плавания, потому что тогда надо точно знать, чем будешь заниматься. Очень часто артисты, которые занимаются профессией всю жизнь, не представляют, что можно делать что-то еще, и это нормально. А если хочется чего-то большего или нового, то шаг в неизвестность создает слишком много проблем: теперь вся ответственность за выживание на человеке. Золотое время стабильности и зарплаты остались в прошлом.

Даже поэтому можно расценивать уход из профессии, которой отдано 15 лет жизни, смелым поступком. И если у человека был хороший старт, он справится и в самозанятости. Более того, зрители никогда не узнают, как именно артист пережил уход из театра, поэтому поддержка — лучшее, что можно ему сейчас дать. Вот что сказал Олег в последнем влоге из Мариинского театра: «У всех по-разному, поэтому я не буду говорить, что если вас не берут туда, куда вы хотите, бегите сразу. У кого-то путь долгий, поэтапный, у кого-то этот поэтапный путь превращается в „стоп“. Но всегда нужно знать, что нужно идти там, где вам будет комфортнее, где вы будете счастливы».

Как считаете, почему «золотая клетка» разочаровывает все больше артистов?

🎭Ника Цхвитария об уходе из Мариинского театра и фрилансе в балете