В VII веке до нашей эры египетский фараон Нехо II нанял финикийских мореходов, чтобы они сделали для него, по тем временам, невозможное. Финикийский флот должен был обогнуть Африку…
Правление Нехо стало одной из последних попыток восстановления былого величия Египта. Вступив на престол, фараон направил свою энергию на борьбу с вавилонянами, которые к этому времени сильно укрепились в регионе и угрожали стать гегемонами в Сирии, которая традиционно входила в сферы влияния египетской администрации. Вавилон уже к моменту вступления на трон Нехо добивал вместе с союзниками некогда могущественную Ассирийскую державу. Фараон предпринимает попытку если не допустить крах ассирийцев, то хотя бы поучаствовать в разделе из царства.
В 609 году до нашей эры египетское войско двинулось на помощь ассирийцам, которые вели тяжелые бои в районе Харрана (восток современной Турции). На подходе к Палестине, иудейская армия попыталась остановить египтян, но в жестокой битве у Меггидо они потерпели поражение. Фараон двигался, не сбавляя темп.
Соединившись с ассирийцами, Нехо осадил Харран, но упорное сопротивление вавилонского гарнизона не допускало взятие города все лето. Когда в стан к египтянам доставили сведения о том, что вавилонский царь идет к Харрану с большим подкреплением, Нехо принял решение отступить. Планируя сохранить армию для дальнейшей обороны своих рубежей, египтяне занимают Сирию и Палестину, сменяя там ассирийские гарнизоны. Сама же ассирийская армия, оставшись без союзников, была полностью разгромлена вавилонянами. Этот год считается окончательным в уничтожении Ассирийского царства. Что же до египтян, то Нехо ждал подхода врага во всеоружии. Но это его не спасло, в паре сражений египтяне были разбиты и в панике бежали к своим историческим границам. Средиземное побережье «содрогнулось» от таких новостей, смена лояльной к местным египетской администрации на жестоких вавилонян – перспектива так себе. Но мало того, вавилоняне решили покончить с Египтом в принципе, стереть из истории, как это сделалось с Ассирийским царством.
В решающем сражении египетские войска остановили врага. На этом боевые действия закончились, временно…
Торговый путь
Нельзя победить врага в открытом бою, надо победить его хитростью и огромным количеством золота. На первое Нехо придумал прорыть канал из Нила в Красное море. Грандиозный проект, унесший по крайне мере 120 000 человеческих жизней, при это закончен канал имени товарища Нехо не был.
На второе - добыча золота. С этим проще, морская гладь осталась за египтянами, но этого Нехо было недостаточно, требовались новые торговые маршруты, да и пошатнувшийся «престиж» Египта надо было как-то восстановить. Тогда к деятельному фараону пришла в голову неплохая мысль, а может и не к нему в голову, не суть важно, важно то, что мысль была такова – снарядить экспедицию вокруг африканского континента. Египтянам такое было не по зубам, но в известном на тот момент мире была пара народов, способных осуществить дерзкую задумку: греки и финикийцы. С греками египтяне поддерживали отличные отношения, нанимали их на свои корабли и тесно вели сотрудничество в торговой сфере. Финикийцы не менее, а возможно и более слыли «морскими волками», чем греки. Им приписывали постройку первых триер, именно они вели колонизацию на всех континентах (известных в то время). И именно на них пал выбор фараона Нехо II. Заказ поступил от египетской стороны в 600 году до нашей эры. Любой другой испугался бы данной затеи, но финикийцы согласились. Так как египтянам, да и финикийцам был известен маршрут до страны Пунт (располагался на территории современного Сомали, Джибути и Йемена), то экспедицию направили как раз в сторону известного маршрута, но с оговоркой, что возвращаться они должны были через Геракловы Столпы.
Источники
Единственное описание данного предприятия оставил Геродот, в одинаковом отношении и «отец истории», и «отец выдумки»:
«Ливия же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу, и в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне»
Вроде и сам Геродот сомневался в возможности такого путешествия, которые не смог предпринять никто после. Но факт, который больше всего удивил Геродота, как раз и дает основание полагать, что финикийцы обогнули Африку. То обстоятельство, что, огибая Африку с юга и двигаясь при этом с востока на запад, финикийцы наблюдали солнце с правой стороны, то есть на севере. Именно это обстоятельство, видимо, особенно поразившее финикийских моряков — жителей северного полушария, подтверждает, что они действительно пересекли экватор и плыли через воды южного полушария.
Да и вера самого Геродота не могла себе позволить принять факт, что Африка намного больше, чем он (отличный географ своей эпохи) знал, да и в шарообразность Земли верилось с трудом. А в геродотовом плоском мире такие «фокусы» Солнце вытворить не могло.
Тем не менее, в XVIII веке нашей с Вами эры, англичане на территории современной Западно-Капской провинции ЮАР обнаружили наскальную живопись, которая изображала корабль, который смело можно индефицировать как финикийский. Пораженные плавучим «домом» аборигены оставили неоспоримое свидетельство о тяжелом путешествии финикийских кораблей. Именно кораблей, потому что все в том же ЮАР были найдены остатки балок ливанского кедра, явно бывших в конструкции триер. Да и выбранный маршрут от Красного моря до Геракловых Столпов был намного удачнее, чем обратный маршрут, которым как раз и пытались пользоваться все остальные. Подгоняемые ветрами и течением, финикийцы смогли за 2 года преодолеть маршрут, который смог повторить только Васко да Гамма, спустя почти 2 000 лет.
Итог
Эффект, который хотел достичь Нехо, видимо, не произошел. Только упоминание Геродота, никаких других источников не осталось. Никаких новых торговых точек или маршрутов не появилось. Да и «престиж» Египта не взлетел до самого Амона-Ра. Сам Нехо не долго радовался осуществлению своих замыслов, спустя 2,5 года после того, как финикийцы вернулись в Египет, он скончался. Его сын и приемник Псамметих II не интересовался мирным возвеличиванием своего царства, он решил, что слава достается только на поле брани. Уже через полгода, после смерти своего отца, новый фараон развязал войну с Вавилоном.
Фотоматериалы использованы из свободного доступа системы Яндекс и являются иллюстрацией мыслей автора.
Если понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Внимание! Всем спасибо за внимание!
#история #история древнего мира #финикийцы #древний мир #финикия #древний египет