Найти тему
1520. Все о путешествиях

Эволюция «Иволги»: в России (почти) сделали электричку, которая может ехать 160 км/ч и соревноваться с немецкой «Ласточкой»

Оглавление

Этим летом в Москве дважды презентовали головной вагон новой «Иволги 3.0». Все обратили внимание в первую очередь на внешние изменения: новый дизайн, другие кресла... Однако куда важнее изменения ходовой части.

Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.

Но прежде, чем рассказать про новую «Иволгу», давайте посмотрим, как эволюционировал поезд.

Пробы пера

Опытные образцы «Иволги» были произведены Тверским вагоностроительным заводом в 2015 году. Тогда в Москве активно строили МЦК (Московское центральное кольцо), и был вариант, что «Иволги» станут обслуживать этот маршрут. Однако сертификация поезда затянулась, и на МЦК вышли «Ласточки», которые делают «Уральские локомотивы» по лицензии немецкого Siemens.

Изначально две первые «Иволги» выглядели вот так:

Фото: wikimedia
Фото: wikimedia

Но их довольно быстро переделали, сменив «маску», фонари и окрас.

-3

Эти поезда до сих пор существуют и ходят с Белорусского вокзала в Усово.

Помню, когда я в первый раз попал в этот поезд, он меня разочаровал по сравнению с «Ласточкой»: сидячих мест мало, много одинарных кресел, а usb-разъемов и розеток не было.

«Иволга 1.0»

Когда появился проект Московских центральных диаметров, было решено, что по ним будут ходить «Иволги». К запуску МЦД наделали уже достаточно поездов – в первую очередь, речь идет про «Иволгу 1.0.». Это было все то же первое поколение, только по сравнению с опытными образцами несколько модернизированное.

Поезд немного изменился внешне, в основном это касалось окраски.

-5

Внутри стало больше сидячих мест, убрали странные одинарные сидения. Кроме того, теперь все сиденья стали целиком синими. Разработчик перестал выделять верхнюю часть спинки красным цветом.

-6

Кроме того, появилось несколько usb-разъемов для зарядки гаджетов – их установили только возле сидений, размещенных у дверей.

-7

Сегодня такие электрички работают на МЦД D2 (второй диаметр Нахабино – Подольск).

-8

«Иволга 2.0»

К моменту запуска МЦД производитель электричек выпустил также несколько поездов нового поколения. Речь идет про «Иволгу 2.0». У этих поездов изменился наружный дизайн. Поезд получил еще одну «маску».

-9

Кроме того, производитель вновь вернулся к первоначальному варианту цветовой гаммы сидений.

-10

Usb-порты для подзарядки гаджетов расположили уже возле каждого кресла.

-11

Такие «Иволги» ходят на МЦД D1 Лобня – Одинцово в Москве.

Недостатки «Иволги 1.0» и «Иволги 2.0»

В первый день работы МЦД на маршруты вышли 6-вагонные «Иволги», из-за чего случился транспортный коллапс. Толпы людей штурмовали электрички, мест всем не хватало. Ведь до запуска «Иволог» тут ходили 11-вагонные поезда.

Перевозчик Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) принял оперативное решение сдваивать электрички, а Тверской вагоностроительный завод больше года был вынужден заниматься доделкой промежуточных вагонов, чтобы в конце концов «Иволги» можно было разъединить и укомплектовать 11 вагонами.

-12

Из-за этого казуса заводу пришлось какое-то время доделывать вагоны первого поколения, хотя уже было понятно, что они хуже.

-13

На сегодняшний день все поезда разъединены и ходят в 11-вагонном исполнении, а «Иволги 2.0» уже стали появляться не только на первом, но и на втором диаметрах. Тем не менее, на мой взгляд, у поезда есть ряд недостатков.

Во-первых, это сиденья. В «Иволге» сидячих мест гораздо меньше, чем в «Ласточке» или обычных старых электричках. Производитель позиционирует поезд как «городскую электричку», но для МЦД это не подходит. Пассажиры проводят в электричках до 35-45 минут по пути от своих городов до ближайшей станции метро и часто вынуждены ехать стоя из-за нехватки сидячих мест или ждать более вместительные старые электрички. Возможно, поезд с таким количеством посадочных мест хорошо смотрелся бы как раз на МЦК, где сменяемость пассажиров более частая и равномерная. Но на МЦД это проблема.

Во-вторых, туалеты. В «Иволге» получилось всего два туалета на 11-вагонный состав. Это приводит к образованию очередей. В той же «Ласточке» туалеты расположены не только в головном хвостовом вагонах, но и в промежуточных. Да, конечно, два хорошо оборудованных туалета – это лучше, чем ни одного, как в старых электричках, но все-таки недостаточно.

Наконец, третий недостаток – это скорость. «Иволга» имеет конструкционную скорость 120 км/ч, в то время как «Ласточка» может разгоняться до 160 км/ч. В рамках МЦД, конечно, не погоняешь, и даже если бы поезд мог ехать быстрее, то расстояния между станциями и путевая инфраструктура не позволили бы ему этого сделать. Тем не менее, было очевидно, что по этому показателю поезд проигрывает конкуренту от Siemens и «Уральских локомотивов».

«Иволга 3.0»

Решить часть этих проблем призвана новая «Иволга 3.0».

Еще полтора года назад производитель видел ее совсем не такой, какой она получилась в итоге. Тогда были опубликованы рендеры, на которых «Иволга 3.0» представляла собой классическую электричку «дальнего следования» с тамбурами и комфортным салоном с креслами, похожими на те, что в «Ласточке».

-14
-15
-16

Однако «Иволгу 3.0», вернее, пока только ее головной вагон, построили опять без тамбура.

-17

«Маска» изменилась незначительно, но благодаря темно-синему и черному цвету кажется, что получился вообще новый дизайн.

-18

Конечно, многие обратили внимание, что в поезде появились новые кресла. Они стали определенно удобнее прежних сидений, но до компоновки «как в "Ласточке"» еще далеко. Они опять расположены по схеме 2+2, что хорошо для городской электрички, но снова мало для пригородной.

-19

Появились USB Type-C разъемы. Скорее всего, в ближайшие годы провода с USB Type-C со стороны источника питания будут становиться все более востребованными. Главное, чтобы расположенные под углом разъемы не забились мусором.

-20

Однако изменения у «Иволги 3.0» произошли не только внешние. Главное, что теперь поезд будет ехать со скоростью до 160 км/ч. По крайней мере, так обещает производитель.

Но не будем забывать, что пока готов только один головной вагон, а сертификация поезда в целом запланирована на первый квартал 2022 года, так что, может, опять что-то изменится.

-21

Чтобы не пропускать новые тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.