Этим летом в Москве дважды презентовали головной вагон новой «Иволги 3.0». Все обратили внимание в первую очередь на внешние изменения: новый дизайн, другие кресла... Однако куда важнее изменения ходовой части.
Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.
Но прежде, чем рассказать про новую «Иволгу», давайте посмотрим, как эволюционировал поезд.
Пробы пера
Опытные образцы «Иволги» были произведены Тверским вагоностроительным заводом в 2015 году. Тогда в Москве активно строили МЦК (Московское центральное кольцо), и был вариант, что «Иволги» станут обслуживать этот маршрут. Однако сертификация поезда затянулась, и на МЦК вышли «Ласточки», которые делают «Уральские локомотивы» по лицензии немецкого Siemens.
Изначально две первые «Иволги» выглядели вот так:
Но их довольно быстро переделали, сменив «маску», фонари и окрас.
Эти поезда до сих пор существуют и ходят с Белорусского вокзала в Усово.
Помню, когда я в первый раз попал в этот поезд, он меня разочаровал по сравнению с «Ласточкой»: сидячих мест мало, много одинарных кресел, а usb-разъемов и розеток не было.
«Иволга 1.0»
Когда появился проект Московских центральных диаметров, было решено, что по ним будут ходить «Иволги». К запуску МЦД наделали уже достаточно поездов – в первую очередь, речь идет про «Иволгу 1.0.». Это было все то же первое поколение, только по сравнению с опытными образцами несколько модернизированное.
Поезд немного изменился внешне, в основном это касалось окраски.
Внутри стало больше сидячих мест, убрали странные одинарные сидения. Кроме того, теперь все сиденья стали целиком синими. Разработчик перестал выделять верхнюю часть спинки красным цветом.
Кроме того, появилось несколько usb-разъемов для зарядки гаджетов – их установили только возле сидений, размещенных у дверей.
Сегодня такие электрички работают на МЦД D2 (второй диаметр Нахабино – Подольск).
«Иволга 2.0»
К моменту запуска МЦД производитель электричек выпустил также несколько поездов нового поколения. Речь идет про «Иволгу 2.0». У этих поездов изменился наружный дизайн. Поезд получил еще одну «маску».
Кроме того, производитель вновь вернулся к первоначальному варианту цветовой гаммы сидений.
Usb-порты для подзарядки гаджетов расположили уже возле каждого кресла.
Такие «Иволги» ходят на МЦД D1 Лобня – Одинцово в Москве.
Недостатки «Иволги 1.0» и «Иволги 2.0»
В первый день работы МЦД на маршруты вышли 6-вагонные «Иволги», из-за чего случился транспортный коллапс. Толпы людей штурмовали электрички, мест всем не хватало. Ведь до запуска «Иволог» тут ходили 11-вагонные поезда.
Перевозчик Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) принял оперативное решение сдваивать электрички, а Тверской вагоностроительный завод больше года был вынужден заниматься доделкой промежуточных вагонов, чтобы в конце концов «Иволги» можно было разъединить и укомплектовать 11 вагонами.
Из-за этого казуса заводу пришлось какое-то время доделывать вагоны первого поколения, хотя уже было понятно, что они хуже.
На сегодняшний день все поезда разъединены и ходят в 11-вагонном исполнении, а «Иволги 2.0» уже стали появляться не только на первом, но и на втором диаметрах. Тем не менее, на мой взгляд, у поезда есть ряд недостатков.
Во-первых, это сиденья. В «Иволге» сидячих мест гораздо меньше, чем в «Ласточке» или обычных старых электричках. Производитель позиционирует поезд как «городскую электричку», но для МЦД это не подходит. Пассажиры проводят в электричках до 35-45 минут по пути от своих городов до ближайшей станции метро и часто вынуждены ехать стоя из-за нехватки сидячих мест или ждать более вместительные старые электрички. Возможно, поезд с таким количеством посадочных мест хорошо смотрелся бы как раз на МЦК, где сменяемость пассажиров более частая и равномерная. Но на МЦД это проблема.
Во-вторых, туалеты. В «Иволге» получилось всего два туалета на 11-вагонный состав. Это приводит к образованию очередей. В той же «Ласточке» туалеты расположены не только в головном хвостовом вагонах, но и в промежуточных. Да, конечно, два хорошо оборудованных туалета – это лучше, чем ни одного, как в старых электричках, но все-таки недостаточно.
Наконец, третий недостаток – это скорость. «Иволга» имеет конструкционную скорость 120 км/ч, в то время как «Ласточка» может разгоняться до 160 км/ч. В рамках МЦД, конечно, не погоняешь, и даже если бы поезд мог ехать быстрее, то расстояния между станциями и путевая инфраструктура не позволили бы ему этого сделать. Тем не менее, было очевидно, что по этому показателю поезд проигрывает конкуренту от Siemens и «Уральских локомотивов».
«Иволга 3.0»
Решить часть этих проблем призвана новая «Иволга 3.0».
Еще полтора года назад производитель видел ее совсем не такой, какой она получилась в итоге. Тогда были опубликованы рендеры, на которых «Иволга 3.0» представляла собой классическую электричку «дальнего следования» с тамбурами и комфортным салоном с креслами, похожими на те, что в «Ласточке».
Однако «Иволгу 3.0», вернее, пока только ее головной вагон, построили опять без тамбура.
«Маска» изменилась незначительно, но благодаря темно-синему и черному цвету кажется, что получился вообще новый дизайн.
Конечно, многие обратили внимание, что в поезде появились новые кресла. Они стали определенно удобнее прежних сидений, но до компоновки «как в "Ласточке"» еще далеко. Они опять расположены по схеме 2+2, что хорошо для городской электрички, но снова мало для пригородной.
Появились USB Type-C разъемы. Скорее всего, в ближайшие годы провода с USB Type-C со стороны источника питания будут становиться все более востребованными. Главное, чтобы расположенные под углом разъемы не забились мусором.
Однако изменения у «Иволги 3.0» произошли не только внешние. Главное, что теперь поезд будет ехать со скоростью до 160 км/ч. По крайней мере, так обещает производитель.
Но не будем забывать, что пока готов только один головной вагон, а сертификация поезда в целом запланирована на первый квартал 2022 года, так что, может, опять что-то изменится.
Чтобы не пропускать новые тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.