Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Поисково-спасательный Ан-72ПС

На базе Ан-72 была создана поисково-спасательная модификация самолета, получившая обозначение Ан-72ПС, для спасательных работ на море. Самолет был произведен в 1988 году и принадлежал ОКБ им. О. К. Антонова. Ведущим конструктором по самолету был О. Я. Ткаченко. Этот самолёт должен поступить на вооружение поисково-спасательных воинских частей. Ан-72ПС остался в единственном экземпляре.

Ан-72ПС СССР-71052. Фотография вероятнее всего сделана в Гостомеле
Ан-72ПС СССР-71052. Фотография вероятнее всего сделана в Гостомеле

Самолет вышел на Государственные испытания, которые так и не удалось закончить. Испытательные полеты проходили в Крыму с аэродрома Кировское, где располагалось 3-е управление ГК НИИ ВВС. На испытаниях производилась отработка приёмов эвакуации, оказании помощи экипажам и пассажирам воздушных и морских судов, терпевших бедствие. Была задействована специальная группа парашютистов-испытателей. Испытания не были завершены, в связи с тем, что СССР перестал существовать.

Ан-72ПС СССР-71052 в Гостомеле в сентябре 1992 года © Paul Seymour
Ан-72ПС СССР-71052 в Гостомеле в сентябре 1992 года © Paul Seymour

С распадом СССР самолет достался незалежной Украине, где был передан их ВВС. Была даже идея создания в Виннице поисково-спасательной воинской части, на вооружение которой должен был состоять Ан-72ПС. Вскоре из-за больших экономических проблем от планов создания поисково-спасательных служб со специально созданными для этих целей самолетов полностью отказались. Опытный поисково-спасательный самолет так и остался на хранении на аэродроме Кировское, неподалеку от Феодосии, на территории бывшего ГК НИИ ВВС, а ныне ГАНИЦ МО Украины. В 2006 году были сделаны даже попытки продажи Ан-72ПС. Уникальный самолет продавался, как техника из резерва ВВС Украины.

Ан-72ПС на хранении на аэродроме Кировское в 2008 году © FL
Ан-72ПС на хранении на аэродроме Кировское в 2008 году © FL

Немного о цветовой схеме самолета:
Во времена Государственных испытаний в СССР, самолет был окрашен полностью в серый цвет. На самолет был нанесен опознавательный знак СССР-71052. Интересно, что данный опознавательный знак (СССР-71052) не присваивался самолету в Государственном реестре воздушных судов СССР. Ни киле был флаг СССР, немного меньших размером. В независимой Украине самолет обрел "блакитно-жовтые" цвета. Какой-либо регистрационный номер на самолете отсутствовал. Некоторое время на самолете был бортовой номер "15 синий", но вскоре он был полностью закрашен.

Ан-72ПС так никто и не купил. Найти покупателя на самолет, модификация которого не прошла Государственные испытания еще во времена СССР, было весьма проблематично. Сертифицировать поисково-спасательную модификацию самолета созданную в единственном экземпляре и на которую отсутствовал потенциальный покупатель, было сомнительным мероприятием для АНТК "Антонов". За все время эксплуатации самолет совершил 273 полетав, налетав 430 часов.

Ан-72ПС на хранении на аэродроме Кировское в 2015 году © Виктор Васильев
Ан-72ПС на хранении на аэродроме Кировское в 2015 году © Виктор Васильев

Судьба самолета на данный момент очень интересна. 18 марта 2014 года Республика Крым вошла в состав Российской Федерации. Военная техника и материальные средства украинских вооруженных сил передавались до июня 2014 года, пока передача не была приостановлена с обеих сторон. Что станет с Ан-72ПС непонятно, но ясно одно летать он не может, перелететь никуда не сможет. Как долго будет оставаться на хранении на территории России непригодная к эксплуатации украинская военная техника неизвестно. Мне бы хотелось увидеть этот самолет на постаменте...

© Юрий Дорошенко