На базе Ан-72 была создана поисково-спасательная модификация самолета, получившая обозначение Ан-72ПС, для спасательных работ на море. Самолет был произведен в 1988 году и принадлежал ОКБ им. О. К. Антонова. Ведущим конструктором по самолету был О. Я. Ткаченко. Этот самолёт должен поступить на вооружение поисково-спасательных воинских частей. Ан-72ПС остался в единственном экземпляре.
Самолет вышел на Государственные испытания, которые так и не удалось закончить. Испытательные полеты проходили в Крыму с аэродрома Кировское, где располагалось 3-е управление ГК НИИ ВВС. На испытаниях производилась отработка приёмов эвакуации, оказании помощи экипажам и пассажирам воздушных и морских судов, терпевших бедствие. Была задействована специальная группа парашютистов-испытателей. Испытания не были завершены, в связи с тем, что СССР перестал существовать.
С распадом СССР самолет достался незалежной Украине, где был передан их ВВС. Была даже идея создания в Виннице поисково-спасательной воинской части, на вооружение которой должен был состоять Ан-72ПС. Вскоре из-за больших экономических проблем от планов создания поисково-спасательных служб со специально созданными для этих целей самолетов полностью отказались. Опытный поисково-спасательный самолет так и остался на хранении на аэродроме Кировское, неподалеку от Феодосии, на территории бывшего ГК НИИ ВВС, а ныне ГАНИЦ МО Украины. В 2006 году были сделаны даже попытки продажи Ан-72ПС. Уникальный самолет продавался, как техника из резерва ВВС Украины.
Немного о цветовой схеме самолета:
Во времена Государственных испытаний в СССР, самолет был окрашен полностью в серый цвет. На самолет был нанесен опознавательный знак СССР-71052. Интересно, что данный опознавательный знак (СССР-71052) не присваивался самолету в Государственном реестре воздушных судов СССР. Ни киле был флаг СССР, немного меньших размером. В независимой Украине самолет обрел "блакитно-жовтые" цвета. Какой-либо регистрационный номер на самолете отсутствовал. Некоторое время на самолете был бортовой номер "15 синий", но вскоре он был полностью закрашен.
Ан-72ПС так никто и не купил. Найти покупателя на самолет, модификация которого не прошла Государственные испытания еще во времена СССР, было весьма проблематично. Сертифицировать поисково-спасательную модификацию самолета созданную в единственном экземпляре и на которую отсутствовал потенциальный покупатель, было сомнительным мероприятием для АНТК "Антонов". За все время эксплуатации самолет совершил 273 полетав, налетав 430 часов.
Судьба самолета на данный момент очень интересна. 18 марта 2014 года Республика Крым вошла в состав Российской Федерации. Военная техника и материальные средства украинских вооруженных сил передавались до июня 2014 года, пока передача не была приостановлена с обеих сторон. Что станет с Ан-72ПС непонятно, но ясно одно летать он не может, перелететь никуда не сможет. Как долго будет оставаться на хранении на территории России непригодная к эксплуатации украинская военная техника неизвестно. Мне бы хотелось увидеть этот самолет на постаменте...
© Юрий Дорошенко