Странная авантюра Матюрена Брюно.
1
В декабре 1815 года в бретонском городе Сен-Мало арестовали пьяницу. Никаких документов он при себе не имел, а на вопросы отвечал максимально сбивчиво. Полицейские обвинили мужчину в бродяжничестве и бросили за решетку.
На следующий день за "несчастным Шарлем" пришла мать — мадам Филиппо. Вообще-то, ее Шарль погиб еще в 1807 году, но спустя восемь лет неожиданно вернулся. Обезумевшая от счастья женщина предпочла не обращать внимания на некоторые нестыковки и осыпала "сыночка" заботой и деньгами. В Сен-Мало был далеко не первый загул "Шарля", буквально неделей ранее он был арестован за пьянку в Сен-Крепене.
Казалось бы, пьянчужке стоит обнять маму, извиниться перед полицейскими и идти домой. Однако протрезвевший "Шарль" вдруг заявил, что вообще не знает эту женщину. На резонный вопрос "А кто же тогда ваши родители?" он ответил уверенно:
— Людовик XVI и Мария-Антуанетта.
2
У обезглавленного короля и его прекрасной супруги было двое сыновей, но до 1815 года ни один не дожил. Болезненный Луи Жозеф Ксавье скончался еще до революции в возрасте восьми лет, а дофин Луи Шарль (после казни отца — Людовик XVII) был заключен революционерами в Тампль, где и умер 8 июня 1795 года.
Впрочем, умер ли? Об этом французы спорят по сей день. Революционерам, например, его смерть была категорически невыгодна. После нее новым королем объявил себя давно сбежавший за границу дядя принца Людовик XVIII, двор которого тут же стал естественным центром притяжения для всех роялистских сил. Да и в глазах обычных французов революционеры, утратившие контроль за наследником престола, выглядели не особо легитимно. В общем, сплошные издержки.
Подливали масла в огонь и роялисты, утверждавшие, что маленького Луи давно уже выкрали из Тампля. Например, сестра принца Мадам Руаяль до конца жизни заказывала заупокойные молитвы только за родителей и старшего брата — в том, что младший жив, она будто бы не сомневалась. Сам принц незадолго до смерти резко изменил поведение, прекратив разговаривать — сторонники версии о подмене утверждают, что это было частью плана, ведь в противном случае лжедофин мог бы сболтнуть лишнего. Вызывало вопросы и поведение революционных властей, тайно похоронивших принца где-то на территории Тампля и не позволивших простому народу убедиться, что тот и вправду мертв.
А уж мы-то знаем, к каким выводам народ приходит в таких случаях.
3
Пьяница из Сен-Мало, как и миллионы французов, был уверен, что Людовик XVII спасся. Еще бы, ведь он сам и был этим самым Людовиком!
Полицейские, услышав подобное заявление, молча переглянулись и приняли единственно верное решение — сдали арестанта в дурдом. Там, впрочем, никаких психических проблем у протрезвевшего "дофина" не нашли и быстро вернули его обратно. Озадаченные полицейские запросили рекомендаций и перевели новоявленного наследника престола в Ренн, а потом в Руан.
Это было ошибкой. Репрессивная политика Людовика XVIII вызывала у бретонцев резкое недовольство, поэтому новость о том, что король прячет от народа настоящего наследника (если бы Людовик XVII оказался жив, дядя моментально вылетел бы с трона), произвела эффект разорвавшейся бомбы. В руанскую тюрьму начались целые паломничества, плачущие женщины задаривали "Людовика" одеждой и конфетами, мелкие клерки спешили поскорее узнать "Его Величество", которое за прошедшие 20 лет, конечно же, "ничуть не изменилось".
Полное отсутствие у наследника хоть каких-то манер их никак не смущало, равно как и очень слабенькая грамотность — все это легко объяснялось издержками воспитания в Тампле.
4
Скорее всего, наш герой не планировал заходить так далеко, но что делать, если корона сама идет в руки? "Людовик" решил идти до конца и даже принялся надиктовывать грамотным сокамерникам мемуары. В их основу был положен бестселлер того времени — книга еще одного самозванца Эрваго под названием "Кладбище Мадлен". Согласно этому опусу, прачка из Тампля летом 1795 года подменила дофина на безнадежно больного мальчишку и доставила настоящего принца в Вандею, к роялистам. Там он был коронован, а потом от греха подальше отправлен в Америку, где и провел всю наполеоновскую эпоху. После падения узурпатора Людовик вернулся, чтобы править.
"Мемуары" руанского узника имели кучу нестыковок (например, согласно ним на его коронации присутствовали шуаны, казненные задолго до описываемых событий, а в Риме его якобы принимал папа Пий VI, скончавшийся за три года до встречи). Однако простой народ от них пришел в восторг. До полиции дошли слухи, что роялисты готовят нападение на руанскую тюрьму с целью освободить "незаконно задержанного дофина".
От греха подальше "наследника престола" перевели в Париж, в неприступную Консьержери. Там же начали готовить судебный процесс, а то "принц" уже обнаглел настолько, что потребовал встречи с Мадам Руаяль, которая якобы точно его опознает.
5
Не опознала. Мадам Руаяль к тому времени повидала уже столько самозванцев, что составила специальный опросник для выведения лжецов на чистую воду. На суде "Людовику" задали несколько вопросов вроде "Что вы подарили мне в тот день, когда я впервые обрезала волосы?", и на всех этих вопросах "дофин" знатно засыпался. Да ладно опросник — он засыпался даже на самом слове "дофин", которое оказалось ему неизвестно. Когда судья спросил, является ли подсудимый "le dauphin", тот заявил, что он "принц, а не рыба", явно перепутав свой предполагаемый титул с омонимичным во французском языке словом "дельфин".
Окончательно похоронили авантюриста родственники, прибывшие из городка Везен. Сестра обвиняемого сообщила, что его зовут Матюрен Брюно и что он является сыном сапожника. Отец рано оставил Матюрена сиротой, поэтому сестра и ее муж (тоже сапожник) согласились взять его на воспитание. Это оказалось не лучшей идеей — мальчик был патологическим лентяем, да еще и приворовывал, поэтому в один не очень прекрасный день хозяин выгнал его со двора.
Матюрену угрожала голодная смерть, но судьба улыбнулась ему во все тридцать два. Возле одной из ферм его каким-то образом приняли за сына барона де Везена слуги мадам Делоне, а Брюно решил не разочаровывать радушную хозяйку и полгода безбедно существовал в новом качестве. Правда, потом на ферму пришла информация о том, что реальный сын барона де Везена давно уже в эмиграции и самозванцу предложили переквалифицироваться в псари. Тот отказался и предпочел вернуться к сестре.
6
Там Матюрен какое-то время серьезно работал, но потом понял, что это не его, и отправился бродяжничать. Паренька арестовали и отправили в армию, откуда тот незамедлительно дезертировал. Суд заочно приговорил его к семи годам каторги, так что в наполеоновскую Францию беглецу возвращаться было нельзя. До 1815 года Матюрен проживал в США, что позже очень пригодилось при конструировании легенды о выжившем принце. После Ватерлоо он вернулся домой.
На суде авантюрист грязно обматерил сестру и заявил, что "не знает эту потаскушку", но в итоге все равно оконфузился, среди брани назвав мадам Делоне ее деревенским прозвищем. Людовик XVII его знать не мог...
Неудавшийся наследник престола был осужден на 7 лет тюрьмы. В 1825 году он умер в крепости Мон-Сен-Мишель.
Что почитать:
1) Д.Бовыкин, "Король без королевства. Людовик XVIII". М, Росспэн, 2017
2) Е.Черняк, "Тайны Франции. Заговоры, интриги, мистификации". Остожье, 1996