Кирилл (в миру Константин по прозвищу Философ) и Мефодий из города Салоники в Македонии известны миру созданием церковнославянского языка и славянской азбуки – Кириллица. Но главное деяние, из-за которого РПЦ провозгласила братьев в святые, это то, что оные наконец-то вырвали древнюю Русь из многовекового состояния тьмы и невежества и показали прямой путь к свету и просвещению.
Впрочем, слово «многовекового» я употребил для пущего эффекта, а так никакой «Древней Руси» ещё быть не могло, как и слова «русские», так как согласно официальной истории Русь, как государство состоялось только в 988 г. А в «Повести временных лет, так и написано, что первое упоминание Русь приурочено к 842 г в царствование византийского императора Михаила III Исавра, к которому прибыли послы и сказали, что они зовутся русь и «начася прозывати руска земля».
Правда младенцу Михаилу было в те года два годика, но это для серьёзного историка значения не имеет.
Итак, братья родились в многодетной семье военного, их отец служил у губернатора в офицерском звании. В просвещенной Европе у молодых людей было два пути, либо заслужить лавры и пенсию на военной службе, либо податься в монахи. Что тоже весьма прибыльно, а главное налоги не надо платить.
И Мефодий начал путь с карьеры военного и дослужился до высоких чинов, но… познав суету житейскую, он стал располагать свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному.
К Константину судьба была более благосклонна. Поднаторев в богословских диспутах, он и к науке приложил рвение, изучив попутно многие языки. Македония хоть и называлась греческой территорией, но проживали там сплошь славянские племена, так что оказалось, что братья славянские языки знали лучше греческого. В Константинополе Константин преподавал философию, видимо потому за ним закрепилось прозвище Философ.
«Мудрость и сила веры ещё молодого Константина были так велики, что ему удалось победить в прениях лидера еретиков-иконоборцев Анния. И потому вопрос, кто будет отстаивать истинность христианства перед лицом иноверцев, был решен однозначно. Для Византии христианство было идеологической доктриной. Укрепление и распространение Православия воспринималось императорской властью как первостепенная задача государства.
В 860 г. Хазарский каган решил устроить межрелигиозный диспут, в котором христиане должны были отстаивать истинность своей веры перед иудеями и мусульманами. По свидетельству Жития, хазары готовы были принять христианство, если византийские полемисты одержат верх в спорах евреями и сарацинами.
Вообще это утверждение хазар ставит под сомнение древность христианской религии по сравнению с исламом. Скорее всего эти три мировые религии возникли одновременно, иначе о чём может быть спор.
Император лично напутствовал Константина, сказав ему: «Иди, Философ, к этим людям и беседуй о святой Троице с ея помощью. Никто другой не может этого достойно принять на себя».
И братья поехали.
Мусульмане спрашивали его о Троице, как могут христиане поклоняться «многим богам», и почему вместо непротивления злу они укрепляют армию. Ответы Константина если и не убеждали всех, то, во всяком случае, доставляли «полемическую победу, приводя слушателей в восхищение».
Но хазары остались при своём мнении и при прежних верованиях.
По дороге византийская делегация заехала в Крым, где в Корсуни (древний Херсонес) они отыскали мощи Святого папы римского Климента. Впоследствии они передадут мощи в Рим, чем заслужили расположение папы Адриана. Но… кроме мощей им показали Псалтырь, писанную некими «роуськими письменами». Псалтырь была написана по-сирийски или по-арамейски на одном из широко распространенных языков древнего Ближнего Востока. Как воспользовались братья сей находкой, про то наука умалчивает. Зато известно другое…
В 862 г. Моравский князь Ростислав посылает письмо (!!!) византийскому императору с просьбой прислать проповедников, способных наставить его подданных на путь истинный и на славянском языке. Великая Моравия, включала в себя современную Чехию, Словакию, Австрию, Венгрию., Румынию и Польшу, уже была христианской, но просвещала её немецкое духовенство, и все богослужения и священные книги были на латыни, что для славян было непонятно.
Отсюда видно, что славяне Моравии были вельми грамотны, но латынь изучать не желали и потому верили проповедникам на слово. Что те лопотали они не понимали, но головой кивали и делали всё по-своему. Естественно, у латинских проповедников возникла мысль, раз славяне не хотят учить языки, на которых написаны священные книги, то надо дать язык, на котором они смогут прочесть церковные книги и таким образом приобщить их к свету. И конечно, справиться и с этой задачей поручили Константину.
Константин приехал в Моравию вместе с братом и группой сподвижников.
Первый алфавит – глаголицу, составили на основе греческой тайнописи. Буквы соответствуют греческим, но выглядят по-другому. «Научные сотрудники» столкнулись с тем, что славянский язык был, по их мнению, прост и не содержал «книжной премудрости». Славяне открыто говорили, то что думали в отличие от «просвещённых» греков, привыкших горькую правду прятать в закамуфлированной тирадой. Для этого им пришлось добавить некоторые буквы из славянского алфавита.
Скажем, многие слова, означающие «смерть», «война» во всех европейских языках оканчиваются согласными буквами – «Todd», «War», «Тонатос», (вроде как согласные с этими жестокими словами) тогда как в славянских языках эти слова смягчаются гласными буквами, либо мягким знаком. Лишь при Петре I мягкий знак был заменён на твёрдый.
Словом братьям с другими братьями во Христе удалось кое-как придумать алфавит, на котором могли разговаривать и славяне и латинские монахи. В Моравии Константин и Мефодий стали переводить церковные книги с греческого на славянский, попутно обучали славян чтению и письму, а также ведению богослужения на новославянском языке. Братья пробыли в Моравии более трёх лет.
Но тут в дело вмешалось немецкое духовенство Моравии. Они почувствовали, что у них отняли жирный кусок халявы. «Халява» по-еврейски и по-арабски – «хлеб». Они выдвинули догматическое обвинение против славянского богослужения, так как с Богом можно разговаривать только на священных языках – на греческом, еврейском и латыни. Братьев вызвали в Рим. Там они надеялись найти поддержку против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавших распространению славянской письменности. По дороге в Рим они посетили Паннонию и там обучили славян книжному делу. Приехав в Рим в 868 г. Они нашли нового папу, которому передали мощи святого Климента, и новый папа утвердил богослужение на славянском языке, а переведённые книги приказал положить в римских церквях.
Окончилось это благое дело, как всегда, печально для того, кто делает добро. Церковные иерархи и немецкое духовенство с нескрываемым подозрением смотрели на покушение их прерогативы, из-за постоянных интриг Константин в 869 г., не выдержав напряжения скончался в возрасте 42 г. Его дело продолжил Мефодий, который скончался в 885 г., пережив оскорбления, изгнание, заточение, продолжавшееся много лет. После них дело «просвещения» практически заглохло, переводы были запрещены, последователи убиты или проданы в рабство. Многие бежали в соседние страны, в частности в Болгарию, а позже и в Россию. Так благодаря немецкому духовенству и церковным иерархам Рима и Византии, рвущих друг у друга власть над душами и умами своих приверженцев, Русь получила письменность. И вместо того, чтобы воздать должное латинским ревнителям греческого языка, неблагодарные русские исследователи раскопали пол Расеи, чтобы доказать, что и у нас была письменность задолго до рождества Кирилла и Мефодия.
В наше время большинство ученых пришли к выводу, что славянская азбука, изобретенная Кириллом и Мефодием, это не кириллица, а более вычурная глаголица, давно уже не употребляемая, хотя в 17 в. На ней печатали евангелие в Хорватии. Более простая кириллица была придумана позже в начале 10 в. Одним из учеников – Климентом Охридским в Болгарии.
Итак, общепризнанных свидетельств наличия у славян до кириллической письменности нет.
Это дало повод ученым всего западного мира третировать древних славян как племя отсталое в культурном плане, лишенное государственности и образования. Тогда как древние германцы уже создали рунические письмена на основе латинского и греческого алфавитов. У древних арабов тоже было письмо. Ну а про греков, евреев и византийцев и говорить нечего. Столпы письменности. Недаром моравский князь Ростислав послал ему письмо с просьбой прислать грамотея, чтобы научил их уму разуму. Стоп. А как Ростислав письмо мог написать, если славяне грамоте не обучены? Узелковое что ль письмо послал? А как же договор с князем Игорем, в котором все послы поставили свою подпись. Это король Франции в 11 в. Ставил крестик под подписью жены, а русские ещё в 8 веке писать умели. Да и князь Олег раньше Игоря свою подпись под договором с Византией поставил.
На монетах князя Владимира в словах «Володимер на столе, а се его серебро» некоторые буквы заменены черточками разной формы. В связи с этим вспоминается свидетельство болгарского монаха Храбра (10 в.), который указывал, что до принятия христианства славяне «чертами и резами читали и гадали».
Однако все попытки убедить большинство историков и лингвистов, что указанные знаки представляли собой фонетическую систему, успехов не имели.
Попытки прочитать по-славянски нерасшифрованные до сей поры надписи древних этрусков, которые писали видоизменённым греческим письмом, откуда потом появился латинский алфавит, никого не убедили. Не убедили ученых и расшифровка этрусских надписей Петром Орешкиным в книге «Вавилонский феномен», в которой он прочел эти надписи с помощью древнерусских слов.
Арабский ученый Ибн Эль Недим писал, что древние руссы писали на деревянных дощечках письмена врезанные на белом дереве (береста берёзы). Он даже привёл в своём сочинении рисунок с письма руссов, найденного им у одного кавказского жителя.
Екатерина II в своих «Записках касательно русской истории» писала «… славяне древнее Нестора письмена имели, да оные утрачены и ещё отысканы и потому до нас не дошли. Славяне задолго до Рождества Христова письмо имели».
Русский историк XIXв. Доктор философии и магистр изящных наук Классен Е. И. отмечал, что «Славяноруссы, как народ, ранее римлян и греков образованный, оставили по себе во всех частях сторон света множество памятников, свидетельствовавших о их там пребывании и о древнейшей письменности, искусству и просвещению. Памятники пребудут навсегда неоспоримыми доказательствами».
И невозможно оспорить свидетельство немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, описавшего надписи на языческих идолах, выполненные «особыми» не германскими рунами в славянском храме Ретры в земле лютичей. Внутри храма стояли идолы и на каждом из них было написано его имя.
Ещё можно было бы привести в пример слова из священного писания, где прямо сказано, что надо сжигать языческие идолы, и капища их, и рощи их и их письмена, и чтобы никто не смел их читать и писать, но…
Какая главная ошибка историков, объявивших всему миру, что Кирилл и Мефодий принесли славянам славянскую письменность? Во-первых, Кирилл и Мефодий прибыли в Моравию по приглашению князя Ростислава.
«Бог сотворил и ныне в наши годы – объявив буквы для языка Вашего – то, чего не было дано никому после первых времен, чтобы и вы были причислены к великим народам, которые славят бога на своём языке… Прими же дар, ценнейший и больший всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства», - писал император Михаил князю Ростиславу.
Итак, братья изобрели и дали славянам Моравии не сам факт письменности, которые уже владели грамотой, а новый язык, на котором можно было перевести священные книги, писанные на латыни и греческом.
На Руси братья не были, но знали, что русы уже имели какие-то «роуськие» письмена, на котором писали Псалтырь. Псалтырь – это книга псалмов-песен, исполнявшихся под аккомпанемент музыкальных инструментов, откуда и произошло слово псалтырь – от греческого слова «щипать». В Европе псалмы исполняют под музыку органа. А на Руси был самый распространенный щипковый инструмент – гусли. Но баяны и калики перехожие отказывались петь «бесовские» песни и пели нараспев свои, родные, потому попы запретили гусли, как народный инструмент. Гусли и певцов сжигали.
После крещения Руси в 988 г. Князьям церкви и государства понадобились церковные книги во множестве и потому началось массовое обучение попов новому языку – церковно-славянскому. Особенно в этом преуспели при князе Ярославе Мудром, который ввёл ново-церковный язык во все сферы государственной деятельности. «Роуськие письмена» изымались из оборота и сжигались повсеместно, кстати, вместе с носителями этих языков.
Так что не Кириллу и Мефодию Русь обязана обретением письменности. Этим могут гордиться только монахи Русской Православной церкви.