Найти в Дзене

Почему старинные бриллианты не блестят

Оглавление

Замечали ли вы, что старинные алмазные украшения в музейных залах выглядят немного странно? Сегодня расскажу, почему так происходит. Сразу предупреждаю: бриллианты не портятся и дело не в загрязнениях! Все гораздо интереснее.

У современных изделий блеск камней просто поражает. Они переливаются, отбрасывают миллионы радужных огоньков на все вокруг, сияют и слепят глаза. Но антиквариат так не выглядит. Гораздо более скромный блеск, какой-то иной оттенок - особенно если вы поставите вещи разных эпох рядом.

Табакерка с бриллиантами. Музей Фаберже. Фото автора
Табакерка с бриллиантами. Музей Фаберже. Фото автора

Геометрия

Пирамида

Обработка алмаза (а именно так называется бриллиант в первозданном, природном виде) - дело не простое. Существует специальная шкала Мооса, по которой оценивается твердость разных материалов. Так вот алмаз стоит на самой высокой ступени этой шкалы под цифрой 10. Поэтому обрабатывают его по сей день только при помощи… других алмазов. Камни низкого качества, мелкие и не подходящие для огранки, дробят в порошок, смешивают с пастой, делают покрытие на круги и ленты. Этими алмазными инструментами и материалами придают форму качественным камням, шлифуют и полируют их.

Алмаз природной формы. Фото Géry Parent via Wikimedia Commons
Алмаз природной формы. Фото Géry Parent via Wikimedia Commons

Вторая сложность алмаза - он твердый, но расколоть его вполне возможно. Особенно если в камне уже есть микротрещина или дефект. Это может случиться и во время огранки, и когда ювелир уже закрепляет камень в металл - при излишнем усилии алмаз может треснуть.

Эти особенности алмазов в старые времена причиняли ювелирам, как можно догадаться, еще больше проблем, чем современным. Поэтому с обработкой первых алмазных вставок особо не рисковали и ограничивались полировкой уже существующих природных граней. И ренессансное кольцо с алмазом будет выглядеть вот так:

Кольцо с алмазом. 1395-1404 годы. The Victoria and Albert Museum
Кольцо с алмазом. 1395-1404 годы. The Victoria and Albert Museum

Да, эта маленькая темная пирамидка в верхней части кольца - алмаз.

Роза

Со временем, начиная с 15-16 века, алмазы все же получили большее количество граней - искусственно созданных. Их мы уже называем бриллиантами, хотя в современном определении это и не вполне верно - чуть ниже напишу, почему.

Популярную форму под названием “роза” вы увидите у камней в табакерках, украшениях и царских регалиях.

Кольцо с бриллиантами в огранке "роза". Около 1760 года. Metropolitan Museum of Art
Кольцо с бриллиантами в огранке "роза". Около 1760 года. Metropolitan Museum of Art

Свет проходит через них, мерцает, но все же не так, как мы привыкли. Дело в том, что у таких камней может быть до 24 граней (и это совсем не много), а нижняя часть зачастую плоская.

Схематичное изображение огранок типа "роза"
Схематичное изображение огранок типа "роза"

Помимо треугольных граней, антикварные бриллианты могут иметь и форму “кушон” - четырехугольную, напоминающую подушку. Она позволяет сохранить больше массы камня.

Бриллиант

История “настоящих” бриллиантов началась только в 1919 году, когда бельгиец Марсель Толковский просчитал математическую формулу идеальной круглой огранки алмаза. 57 граней, расположенных как в верхней, так и нижней части камня, позволяют максимально использовать его возможности.

В дальнейшем эта формула несколько модифицировалась, но 57 фасетов остаются идеалом по сей день. Благодаря “шипу” в нижней части свет не проходит сквозь камень, а отражается и выходит обратно через верхние грани.

Схема идеальной бриллиантовой огранки современного вида
Схема идеальной бриллиантовой огранки современного вида

Именно эту огранку, а даже не сам камень, мы сегодня называем бриллиантом. Так можно огранить многие и искуственнные, и натуральные самоцветы.

Но надо отметить, что сейчас огранки всегда специально рассчитываются с учетом показателей преломления света у конкретного камня. Это позволяет им сиять так ярко. И поэтому антикварные огранки никогда не сравнятся в блеске с современными.

А что с цветом?

Серебро

Есть еще один фактор, который напрямую влияет на блеск алмаза - это его окружение. Уже давно замечено, что лучше этот камень смотрится не в желтом золоте, а в серебристом металле. Изначально для “подсвечивания” бриллианта ювелиры использовали серебряные касты (держатели) и подложки из серебряной или цветной фольги. Но серебро, как известно, темнеет со временем. Поэтому даже золотое антикварное украшение может выглядеть тусклым за счет этих вставных элементов. А многие драгоценности, усыпанные бриллиантами, и вовсе полностью сделаны из серебра.

Фрагмент Большой императорской короны. Гохран РФ. Бриллианты закреплены в серебро
Фрагмент Большой императорской короны. Гохран РФ. Бриллианты закреплены в серебро

Сегодня для крепления бриллианта используют платину и белое золото, которым изменение цвета не грозит.

Оловянная чума

Для создания сложных украшений, сплошь покрытых бриллиантами, нужно припаять сотни кастов, удерживающих камни, к основе из драгоценного металла. Важно не расплавить ажурные детали, но при этом прочно закрепить их. В прошлом, увы, такую задачу решали при помощи олова. Дело в том, что этот металл плавится при низкой температуре и таким припоем легко спаять детали из благородных металлов - нет риска их подплавить и деформировать. Можно и работать рядом с уже закрепленными камнями в украшении. Почему же тогда “увы”?

Олово - металл, разрушающийся в холоде. При температуре ниже +10 по Цельсию разрушение такого припоя уже начнется! То есть если надеть тиару в мороз…

Кроме того, для получения надежного шва при пайке нужно заливать в него довольно много оловянного припоя. Это напрямую влияет на цвет изделия.

Разрушающийся металл забивается через микротрещины пылью и грязью, рассыпается. С такой подкладкой бриллиант уже не может сиять в полной мере. К сожалению, оловянной болезнью заболевают многие музейные экспонаты.

Большая императорская корона. Гохран РФ
Большая императорская корона. Гохран РФ

И еще кое-что...

Напоследок - один нюанс. Старинные украшения были рассчитаны на освещение своей эпохи. При свечах их блеск совсем иной, и он все же зачаровывает.