Найти в Дзене

Двойники в фильме Андрея Тарковского «Зеркало»: как тут не запутаться?

Мария Ивановна Вишнякова, мать Андрея Тарковского, и Маргарита Терихова. Фото из открытого источника.
Мария Ивановна Вишнякова, мать Андрея Тарковского, и Маргарита Терихова. Фото из открытого источника.

Однажды Андрей Тарковский показал Александру Мишарину, с которым они вместе писали сценарий к фильму «Зеркало», старую фотографию. «Какая Ирма здесь молодая», – сказал Мишарин. – «Это моя мать».

Ирма Рауш – первая жена Тарковского, очень талантливый режиссер, актриса (снималась в фильмах мужа) и детский писатель. Они учились на одном курсе во ВГИКе. В 1981 году, уже спустя годы после развода с Андреем, Ирма Рауш сняла интереснейший фильм (обязателен к пересмотру!) «Сказка, рассказанная ночью».

Так вот, возвращаясь к фотографиям матери Марии Ивановны Тарковской и к «Зеркалу». Тема двойничества, отражений в этом автобиографичном фильме – одна из главных. И запутаться тут легко.

Маргарита Терехова играет и мать Тарковского, и его жену в одном возрасте. Актриса была копией Марии Ивановны и это становится совсем очевидным, когда в кадрах фильма появляется сама Мария Ивановна. Да, она тоже участвовала в съемках, и у Андрея Арсеньевича даже была мысль о том, чтобы провести их скрытой камерой. Он слишком хорошо знал характер матери – идея сниматься в фильме ей не нравилась. Она была застенчива, стеснялась своей старости. «Хорошо бы ты снялась, – сказал ей бывший муж Арсений Тарковский. – «Не морочь мне голову», – отвечала она. И все же мы видим ее в некоторых эпизодах. Мария Ивановна просто была в кадре. Она жила в нем также органично, как и Маргарита Терехова, которой, по просьбе режиссера, ничего не нужно было играть и показывать. Тарковский этого не любил.

Детей – Игната и Алексея – играет один мальчик. С отцом, поэтом Арсением Тарковским, тоже не все просто. Его нет в кадре, но мы слышим голос. Он читает свои гениальные стихи: «Свиданий наших каждое мгновение / Мы праздновали, как богоявление, \ Одни на целом свете. Ты была / Смелей и легче птичьего крыла <…>».

На роль отца Андрей Тарковский пригласил своего любимого артиста Олега Янковского. Эта идея была не его, а второй супруги Ларисы Тарковской, которая увидела Янковского в буфете студии «Мосфильм». Он и правда был похож на молодого Арсения Александровича.

В конце концов, автор фильма и его главный герой – тоже двойники.

Сам Тарковский должен был появиться в одном из финальных кадров, на постели с птицей в руке. Но этот эпизод не вошел в фильм… Осталась только фотография.

Фото из открытого источника.
Фото из открытого источника.

Эта кинолента сначала называлась «Белый, белый день». Но потом Тарковский передумал. Почему? Об этом, уважаемые читатели, поговорим в другой раз.