У большинства недропользователей сложился стереотип, согласно которого, получив лицензию на право пользование недрами, возникает право на добычу вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
Так большинство лицензедержателей полагают, что разработка технической документации вовсе не обязательна, чем приводят в недоумение контролирующие органы и, как следствие, получают негативные последствия в виде привлечения к административной ответственности, приостановления права пользования недрами с последующим досрочным прекращением такого права. Конечно, такое представление о праве пользования недрами недопустимо и до начала разработки пользователи недрами обязаны разработать всю необходимую документацию.
Однако, описанный стереотип не является единственным. Более важным и пагубным для добывающих компаний является убеждение о том, что лицензия дает право на ведение работ в границах предоставленного горного отвода без оглядки на имеющиеся в таких границах ограничения использования территорий.
Применительно к общераспространенным полезным ископаемым в некоторых субъектах Российской Федерации разрабатываются схемы расположения горных/геологических отводов, где отражены планируемые к предоставлению участки недр. При таком подходе вероятность того, что включенные в подобную схему участки недр изучены на предмет наличия на таких территориях каких-либо ограничений для ведения добычных работ выше. Риски повышаются в тех регионах, где любое заинтересованное лицо вправе самостоятельно указать место, где бы он хотел осуществлять деятельность, связанную с пользованием недрами.
К сожалению, ни в одном из перечисленных случаев недропользователь не застрахован, что участок недр попадет в различного рода охранные, водоохранные, санитарно-защитные зоны и прочее. Действующим законодательством предусмотрено великое множество зон с особыми условиями использования, которые могут либо существенно осложнить, либо вообще сделать невозможным оформление прав на землю и как следствие привести к досрочному прекращению лицензии.
Безусловно, подаче заявки на получение лицензии на общераспространенное полезное ископаемое всегда предшествует процедура включение участка недр в перечень участков недр местного значения, что предполагает согласование с различными ведомствами, в том числе и на предмет наличия зон с особыми условиями использования. Тем более снижаются риски включения участка недр в перечень участков недр местного значения на территории с особыми условиями использования сейчас, ввиду вступления с 12 февраля 2021 года нового порядка включения (Приказ Федерального агентства по недропользованию от 6 октября 2020 г. N 428 "Об утверждении Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней»).
Однако, обезопаситься на 100% не получиться, поскольку согласование со всеми ведомствами было бы эффективно при условии её своевременного и добросовестного наполнения обладателями информации. При идеальном правоприменении сведения о большинстве ограничений использования территории содержались бы в Государственной ин-формационной системе территориального планирования, что позволило бы, запросив градостроительный план на земельные участки в границах геологического/горного отвода, получить основную информацию. Пока же, наполняемость информационной системы оставляет желать лучшего, что обуславливает риски не учета при включении участка недр в перечень участков недр местного значения.
Чтобы избежать возможных проблем недропользователю правильнее самостоятельно предпринять активные действия и запросить соответствующую информацию у обладателей информации - первоисточников. Действующее природоохранное законодательство, к счастью, придерживается принципа открытости, что позволяет любому лицу собрать всю интересующую информацию.
Так, следует сделать запросы в Росреестр, Лесничество, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по рыболовству, Администрацию поселения, в уполномоченный на территории конкретного региона Орган государственной власти по вопросам экологии и охраны окружающей среды, Роспотребнадзор.
Получив ответ о наличии каких-либо особых территориях на интересующем Вас участке опускать руки и отказываться от желания добывать конкретно в этом месте не стоит, поскольку правовой режим большинства охранных зон (иных особых зон) предполагает корректировку такого режима и можно пытаться изменить такой режим так, чтобы в будущем снять ограничения на добычные работы.
Конечно же, действующее законодательство предусматривает такие виды территорий, режим охраны которых не предполагает их изменение, например, отдельные виды особо охраняемых природных территорий, либо территории, на которых имеются особо ценные природные компоненты. В случае обнаружения таких ограничений от получения лицензии на данную местность стоит отказаться, так как даже при получении лицензии на право пользование недрами, реализовать свое исключительное право на добычу не получится.
С описываемой в настоящей статье темой тесно связан и вопрос о получении прав на земельные участки в границах горного отвода и последующего перевода, поскольку возможность предоставления земельного отвода и его последующий перевод из одной категории в другую для целей добычи во многом зависит от особенностей правового режима территорий.
Так если в Фонде геологической информации имеются сведения о запасах или прогнозных ресурсах полезного ископаемого, можно запустить процедуру их отражения в Росреестре и в документах территориального планирования. Данная работа не обусловлена наличием каких-либо прав у заявителя на ту территорию, в отношении которой он добивается актуализации сведений. Заблаговременно уделив внимание процедурам, предусмотренным настоящим абзацем, недропользователь после того как получит лицензии более оперативно добьется получения прав на земельные участки в границах горного отвода.
Не секрет, что процедура перевода земельного участка из категории сельскохозяйственного назначения в земли промышленности занимает достаточно длительное время и содержит в себе множество подводных камней, связанных с зависимостью от принимаемых местным советом народных депутатов решений, от соответствия испрашиваемого вида использования земельного участка его категории и разрешенному использования. Используя предварительные меры по наполнению информационных систем и документов территориального планирования сведениями о запасах и проявлениях Вы существенно сэкономите время в будущем.
В качестве дополнительных мер можно рассматривать работу с лицензирующим органом, путем направления различного рода запросов и просьб Вы будете подталкивать его на предоставление всей необходимой информации в различные информационные системы.