В век интернета вещей мнение, что цифровой доступ делает автомобили более уязвимыми для взлома, все еще широко распространено. Статистика угонов при этом показывает — в большинстве случаев добычей преступников становятся авто с ключами или брелоками.
Понимая это, многие производители автомобилей внедряют системы контроля доступа с технологией сверхширокополосной связи (UWB). В сравнении с традиционными замками и ключами, системы не только обеспечивают более высокий уровень безопасности, но и значительно повышают комфорт пользования транспортным средством.
И все же так ли надежны системы, как уверяют производители?
Раньше и сейчас
Первый в истории автомобиль выехал на дорогу еще 1879 году, при этом специальные замки появились только в начале 20-го века. Это были простые цилиндрические механизмы, которые в усовершенствованном виде используются и сегодня, но в других целях — для защиты домов, офисов или коммерческих объектов.
Первые цилиндры на момент своего появления легко взламывались механически. На тот момент они не могли противостоять основным угрозам:
- отмычкам;
- бампингу;
- высверливанию;
- перелому;
- вырыванию сердечника;
- созданию дубликата ключа.
Системы защиты от вскрытия появились гораздо позже, а сегодня реализовываются в современных модификациях замков. Причем даже такие бюджетные варианты, как цилиндры CBF, способны противостоять отмычкам. А замки с наивысшей степенью надежности pextra plus невосприимчивы ни к одному из методов.
По мере развития систем доступа и цифровых технологий цилиндры дорабатывались и совершенствовались, но еще долго оставались уязвимыми для злоумышленников. После появления удаленных авторизованных ключей угонщики стали вскрывать автомобили с помощью так называемой релейной атаки. Преступники взламывали и запускали машину, подделывая смарт-ключ или усиливая сигнал к удаленному «родному» ключу. При этом для выполнения атаки достаточно, чтобы сигнал транслировался только в одном направлении (от автомобиля до ключа). А значит, злоумышленнику даже не нужно приближаться к ключу, и это значительно облегчает задачу и повышает риск угона машины.
Чем хороша технология сверхширокополосной связи (UWB)?
UWB передает радиочастотные сигналы на короткие расстояния с помощью чрезвычайно низких уровней энергии. Говоря проще, UWB работает аналогично Wi-Fi или Bluetooth, но в отличие от них способна определять местоположение обоих источников сигнала и измерять расстояние между ними с точностью до сантиметра. Эта особенность востребована во многих областях, и сегодня UWB имеет множество приложений в медицине, системах общественной безопасности и передачи данных.
Лучше всего потенциал технологии раскрывается в системах безопасности и контроля доступа, в том числе и автомобильных. Так, владелец получает беспрепятственный доступ к своему авто, когда:
- автомобиль и мобильное устройство (например, смартфон или смарт-часы), поддерживающее UWB, обмениваются сигналами;
- подтверждают взаимную близость;
- определяют точное месторасположение относительно друг друга.
Все операции проводятся без участия человека. Владельцу не нужно задействовать ключи, брелок или предпринимать другие дополнительные действия, чтобы открыть машину. При этом во время передачи данных обеспечивается высочайшая безопасность. Так, для защиты информации мощность транслируемого сигнала приближена к уровню шума. Импульсы UWB практически невозможно принимать нецелевым оборудованием, особенно при некотором удалении от источника сигнала.
«Безусловно, ни один метод доступа не может дать полной гарантии сдерживания угонщиков. Однако доступ на основе технологии сверхширокополосной связи не только делает автомобили максимально безопасными, но и обеспечивает больше комфорта для водителей», — отмечает д-р Борис Данев, соучредитель и гендиректор компании 3db Access, разрабатывающей интегрированные решения UWB для безопасного контроля бесконтактного доступа для автомобильной и потребительской промышленности.
Возможности технологии сверхширокополосной связи сразу были оценены производителями автомобилестроения. Крупные игроки рынка, такие как Volkswagen и BMW, уже объявили о выпуске своих новых моделей с поддержкой UWB.