Карл Улоф Ларссон (1853-1919) – знаменитый шведский художник, автор многочисленных акварелей, фресок и монументальных полотен. В мире наиболее известен его сборник текстов и иллюстраций «Дом под солнцем». Книгу «Дом под солнцем», которая принесла ему всемирную славу, связывают с зарождением скандинавского стиля – и не только в интерьере, но и в семейных ценностях, в отношении к детям.
Детство Карла Улофа было голодным и безрадостным. Он вырос в квартале бедноты, в доме призрения, где в каждой комнате проживало по три семьи и «царили нищета, грязь и пороки», как впоследствии писал художник в своей автобиографии «Я».
Мальчик рано начал рисовать. Его способности заметил учитель в школе для бедных, и Карл Улоф был принят в Королевскую академии искусств, а в 16 лет перешел в «античную школу» при той же Академии. В студенческой среде ему удалось избавиться от природной застенчивости и даже стать душой компании. Свою первую медаль Карл заработал за изображение обнаженной натуры.
В 1870-х годах Ларссон работал карикатуристом и графиком в различных газетах и журналах, иллюстрировал книги, в том числе сказки Г.-Х. Андерсена. Благодаря своим заработкам, он мог содержать себя, помогать родителям и даже скопить деньги на поездку во Францию, куда он отправился в 1877 изучать искусство.
В Париже Ларссон не добился особенных успехов. Он держался в стороне от французских импрессионистов и объединился с другими шведскими художниками, которые жили своей колонией недалеко от столицы. Именно там он познакомился со своей будущей женой, художницей Карин Бергё (1859–1928), и перешел от масляной живописи к технике акварели.
На свадьбу родители Карин подарили молодым небольшой дом в Сандборне под Стокгольмом, который они назвали «Лилла Хюттнес». Карин посвятила себя детям и хозяству – она придумывала интерьеры, конструировала мебель, ткала, вышивала, сервировала стол, составляла букеты, занималась садом и устраивала семейные праздники. Сбылась давняя мечта Карла Улофа о чистом и уютном светлом доме, где царят любовь и взаимопонимание. Восемь детей Ларссонов, его жена и сам дом стали любимыми моделями Карла.
В «Лилла Хюттнес» зародился тот стиль, который на десятилетия воцарился в скандинавском дизайне интерьера, сочетая в себе «логом» и «мюсиг», сдержанность и уют. Сегодня этот дом – частный музей, известный под названием «Карл Ларссонс-гарден»; он принадлежит потомкам Карла и Карин и открыт для посещения с мая по октябрь.
Популярности Ларссона способствовал технический прогресс в области воспроизведения цвета. В конце 1890-х годах шведское издательство Bonnier выпустило книгу художника «Дом» с полноцветными репродукциями его акварелей. Но настоящую славу ему принес сборник акварелей, рисунков и рассказов, опубликованный в 1909 году немецким издателем Карлом Робертом Лангевише (1874–1931). Нужно отметить, что Лангевише сам отбирал иллюстрации и тексты для книги и сам придумал ей название «Дом под солнцем» (Das Haus in der Sonne), поэтому в библиографии Ларссона такой работы нет. Сборник сразу стал бестселлером — за три месяца было продано 40 000 экземпляров. С тех пор «Дом под солнцем» переиздавался десятки раз во многих странах мира.
Карл и Карин были не готовы к шумному успеху, так мало соответствующему принципу «логом». Их тихое семейное счастье вдруг стало достоянием миллионов зрителей, а их светлый уютный дом – образцом, которому подражали известные дизайнерские фирмы. Впрочем, сам, Ларссон считал самой важной стороной своего творчества не семейные акварели, а монументальные картины и фрески, выполненные по заказу школ, музеев и общественных зданий. Для него стал тяжелым ударом отказ Национального музея в Стокгольме приобрести заказанную ранее картину «Зимнее жертвоприношение» (Midvinterblot). Лишь в самом конце ХХ века работа размером 6 на 14 метров заняла свое место в экспозиции музея. Карл Ларссон умер задолго до этого события, горько переживая за судьбу своей лучшей, как он был уверен, картины, изображающей языческое ритуальное убийство, и, казалось, не особенно радуясь мировой популярности своих светлых и жизнерадостных жанровых рисунков.
Художественную традицию, так ярко обозначенную в творчестве Карла Улофа Ларссона можно проследить в творчестве многих известных художников-иллюстраторов. Среди них можно отметить классика американской графики Нормана Роквелла и знаменитую австрийскую художницу Лисбет Цвергер (О. Уайльд «Кентервильское привидение», О.Генри «Рассказы», Г.Х. Андерсен «Сказки»).
Стилистическое влияние Ларссона можно увидеть в творчестве советских художников-реалистов, например, Федора Решетникова.
Его традицию внимательного, чуткого отношения к изображению «детского» мира можно отметить в знаменитой «Азбуке» Александра Бенуа, а также в работах 40-60-х годов выдающегося мастера книжной графики Алексея Пахомова.
Пьювогель, Рената. Карл Ларссон: 1853-1919. Рисунки и акварели / Рената Пьювогель ; [перевод с английского И. Д. Голыбиной]. — Москва : Taschen : Арт-Родник, 2005