Как вероятно известно подписчикам канала, вписался не так давно в жюри первого фестиваля Уральского кино "Ойка". До оглашения результатов еще почти три недели (статья написана 3 сентября, если вы читаете позже, то возможно эта ремарка не актуально), до вердикта жюри еще долго, но написать о личных фаворитах смотра могу уже сейчас. По крайней мере у организаторов возражений нет.
Так как инициатива фестиваля низовая, бюджета нет, все делается исключительно на безвозмездных началах, данную публикацию не лишне будет поддержать лайком. Обычно на канале об этом не прошу, но случай не обычный.
Всего в конкурс вошло 19 короткометражных работ (от 1,5 до 47 минут). Было игровое кино, короткометражки и анимационные работы. Больше всего я опасался, что в присланном меня ничего не зацепит. По опыту смотра конкурсов фестиваля "Кинопроба" никаких особых иллюзий насчет того, что представляет из себя современное студенческое и любительское кино, у меня не было. С другой стороны, возьмите ранние короткометражки Мартина Скорсезе: с технической и нарративной точек зрения там всё откровенно смехотворно. Так что обращал внимание в большей степени на идейную составляющую, чем на качество исполнения.
Тем приятней, что из 19 работ я смог выделить для себя 6 действительно любопытных. Здесь их не выкладываю, так как разрешения от участников не получал, но рассказать могу. Условно эти 6 лент можно поделить на 2 категории: профессиональные работы, достойные упоминания, и откровенно любительские фильмы, в которых есть зерно чего-то большего. Ради последних собственно и ввязался в данное мероприятие.
Профессиональные работы, достойные упоминания
Медвежья песня, режиссер - Инна Пилкина, город - Пермь
Продолжительность - 7:17. Силуэтная анимация по мотивам старинной песни народа манси «Медвежья песня о спуске с неба». Полтора года назад отсматривал программу фестиваля анимационного короткометражного кино. После этого опыта готов поддержать любую не 3D-анимацию. Тем более, силуэтную, которая несмотря на более чем 100 лет существования остается явлением маргинальным. А зря. Одна из наиболее интересных анимационных техник, да и сам фильм достоин.
Карт-бланш, режиссер - Роман Власов, город - Екатеринбург
Продолжительность - 47:30. Документальный фильм, посвященный прошедшему летом 2019-го в Екатеринбурге фестивалю нелегального стрит-арта "Карт-бланш". С одной стороны, достаточно предсказуемая нарезка интервью с художниками и организаторами по широкому кругу вопросов, связанных с фестивалем. С другой, смонтировано все очень бодро, заскучать не дает и эти 47 минут пролетают незаметно, в отличие от некоторых 15-20 минутных работ. Минус, пожалуй, только в том, что автор не дает никакой экспозиции. Разобраться что к чему, можно только если вы уже немного в теме современного уличного искусства. Но именно из-за этого решения фильм смотрится легко и непринужденно. Так что это одновременно плюс.
Когда я была маленькая, я любила смотреть на костер, режиссер - Алексей Житковский, город - Нижневартовск
Продолжительность - 23:00. Меланхоличная пандемия комедия о судьбах человека и кинематографа. Авторы взяли за основу сюжетную завязку "Пурпурной Розы Каира" Вуди Аллена и переосмыслили её в неприветливом уральском пейзаже. Сидящий без работы из-за карантина киномеханик ночью в кинотеатре встречает Жанну Д'Арк из немого шедевра Карла Теодора Дрейера. В качестве драмы фильм воспринимается плохо, а в качестве черной комедии - отлично.
Три главные любительские работы, ради которых собственно и стоило затевать смотр
Случай, режиссер - Любовь Жигалова, город - Екатеринбург
Продолжительность - 14:07. Поймите правильно, выглядит эта работа с технической точки зрения откровенно слабо. При этом на идейном уровне фильм впечатляет. Трудно сказать, входило ли это в авторский замысел, но в "Случае" видны отголоски киноэкспериментов Маргерит Дюрас и Жана Эсташа и литературных Дэвида Фостера Уоллеса (в первую очередь, его "Короткие интервью с подонками"). Здесь и осмысление связи между звуком и изображением, и коммуникативный разрыв между персонажами фильма. Двойной эксперимент. Внутренний - на уровне рассказанных в фильме историй; и внешний - на уровне взаимоотношения зрителя и фильма.
А за дверью ничего, режиссеры - Владислав Смоли, Ольга Поташова, город - Челябинск
Продолжительность - 20:43. Начинается короткометражка как эпизод "Сумеречной зоны". Герой очнулся на чердаке, не помнит как он сюда попал и осталась ли жизнь за пределами этого чердака. Если бы авторы решили идти путем Зоны до конца, получился бы ребут сериала в духе того, что делали герои "Перемотки" Мишеля Гондри. К счастью авторы пошли другой дорогой. Несмотря на очевидную профанность съемок авторам удалось зайти на территорию энигматического кино. Ту территорию, где обосновались Дэвид Линч и Рауль Руис. Немногие отваживаются в наши дни на подобное.
Истечение, режиссер - Михаил Жигалов, город - Екатеринбург
Продолжительность - 20:00. Если предыдущие две работы хочется хвалить именно за идейное наполнение, и искренне пожелать их авторам продолжать в том же духе, но на более профессиональном уровне (видно, что им реально есть что сказать, просто пока ресурсов не хватает сделать это действительно хорошо) , то "Истечение" работает должным образом именно так, как выглядит. Это снятый субъективной камерой экспериментальный хоррор, которому удалось запечатлеть уральскую хтоническую паранойю, когда сам климат будто давит на психику, заставляя чувствовать себя всё более и более неуютно в привычном, казалось бы, окружении.