Найти тему
Загадки истории

Что такое левират и до какого времени он существовал у чукчей?

Оглавление

Скажу сразу, что левират – это традиция, которая разрешала или даже обязывала брата, умершего мужчины жениться на вдове.

Это история, которая началась очень давно. А закончилась только в середине прошлого века. Или закончилась не везде. Возможно, у чукчей, которые продолжают вести традиционный образ жизни, эта модель поведения не пропала.

Не менее интересен другой вопрос: почему чукчи на протяжении веков сохраняли такую традицию? С этим я хотела бы разобраться подробнее.

Огромный вклад в изучение жизни чукчей сделал академик Герард Фридрих Миллер (Фёдор Иванович).

Он в том числе разбирался с вопросами левирата. Есть несколько версий относительно того, почему чукчи следовали этой традиции. В принципе, они не противоречат друг другу. Поэтому можно говорить, что на сохранение левирата повлияли разные факторы.

Люди – главная ценность

Малочисленные народы Севера всегда считали людей главной ценностью. Задача женщины – потомство. Если муж пропал на охоте или на войне, то, получается, его вдова перестает выполнять главную функцию. А это недопустимо. С кем попало быть женщинам чукчи тоже не позволяли. У якутов порядки были еще строже: если замечалось, что якутка проводит время с русским мужчиной, то её переводили в статус рабыни.

Поэтому, в частности, допускались брак и близкие отношения между вдовой и братом её умершего мужа. Чем больше чукчей – тем лучше.

Живое наследство

У чукчей женщина занимала интересное положение: между субъектом и объектом прав. Она не была безвольной рабыней, которая не имела права ничего решать. Но она не была «полноценным человеком». Яркое тому подтверждение – это ситуация с наследованием. Чукотская женщина не получала имущество мужа, вещи распределялись среди родственников-мужчин. При этом вдова сама была наследством. И род решал, что нужно с ней делать.

Как правило, женщину оставляли в общине. Она доставалась брату мужа или какому-то другому мужчине. Но действовали по-разному. Например, женщину могли отдать в другой род, если за неё предлагали много оленей, а община нуждалась в этих животных.

В общем, вдова не распоряжалась сама собой. Таковы были традиции.

Сохранение рода

Здесь всё просто и традиционно. У многих народов, по крайней мере ранее, было так заведено, что чтили общего предка. И старались, чтобы род не распадался, не исчезал. А для этого его требовалось подпитывать. Новыми людьми.

Осталась вдова одна, ушла из рода – и род стал меньше, слабее. Если же кто-то из мужчин принял женщину и детей, то всё дальше будет хорошо. Дети вырастут. Род станет сильнее.

Защита от смешивания крови

Возможно, это было нехорошо. Но чукчи старались сохранить чистоту крови рода. Впрочем, Миллер писал конкретно вот о чем:

представьте, что женщина с детьми ушла из рода. Её чада выросли, настало время жениться, выходить замуж. Была вероятность, что юноша, например, найдет девушку из того рода, в котором он родился.

И тогда, получится, что родственники – дальние или нет – станут мужем и женой. Этого чукчи старались не допускать, чтобы не было никаких проблем с генетикой.

Конечно же, жители Севера не знали о такой науке, но у них, видимо, был печальный опыт, который передавался из поколения в поколение на подсознательном уровне.

-2

Практичность и живучесть

Сложно сравнивать чукотских женщин с теми, которые живут в прогрессивном обществе. Сейчас у нас если женщина осталась одна с детьми, то она, в принципе, может замуж повторно и не выходить. Если есть хорошая работа или бизнес, то можно жить самодостаточно, давая детям всё необходимое.

У чукчей всё было не так. Женщина с детьми могла пропасть. Самый простой вариант – выйти замуж за родственника умершего мужа: брата или даже племянника – и такое бывало.

Этнограф В. Тураев в своем труде «Великая Отечественная война и народы Дальнего Востока» отмечал, что чукчей буквально спас обычай левирата. Мужчин с войны вернулось не так много. А чукотский народ не планировал исчезать с лица земли. Поэтому всех женщин, которые остались без мужчины, брали в жены уцелевшие представители чукотского сильного пола.