Почему нужно заниматься проповедью православной веры? Какие радости и горести случаются в миссионерском служении? Об этом в интервью Православному исследовательскому центру «Хризма» рассказал священник Кирилл Шкарбуль, настоятель прихода Воздвижения Честнаго Креста Господня в Тайбэе.
- Отец Кирилл, что привело Вас к миссионерскому служению?
- Призвание к миссионерскому служению было поэтапным. Сперва укрепилось желание стать настоящим христианином (не номинальным), потом было призвание ко священническому служению (после второго курса университета), нужно было полностью изменить свой жизненный путь. А ещё через несколько лет было призвание именно к миссионерскому служению, в первую очередь в Китае.
Я приехал в Гонконг для изучения китайского языка. Однажды, во время моей учёбы в Китае, одна китаянка захотела креститься в Шэньчжэне, но в 12-миллионном мегаполисе не было никого, кто мог бы это сделать, и никого, кто мог бы её к этому подготовить. Не говоря уже о том, чтобы проповедовать Евангелие всем остальным жителям этого города - людям, которые ничем не хуже нас. Но для них практически закрыто Слово Божие. Очевидно действие тьмы века сего, которая закрывает доступ миллионам людей к слышанию Евангелия. А мы тоже в свою очередь ничего особо не делаем, чтобы помочь им найти Истину.
Меня это сподвигло задуматься о миссионерском служении – нужно ехать туда, где нет никакого присутствия Православной Церкви. А таких мест в мире ещё предостаточно.
Зачастую, приезжая в такие места, наталкиваешься на вопрос: «А где же вы были столько веков, если вы истинная Церковь?» Когда это слышишь, убеждаешься в верности миссионерского выбора, и с годами призвание к миссии для меня становится всё более очевидным.
- Что для Вас стало самым радостным и самым горьким (печальным) в ходе миссионерского служения?
- Самая большая радость - когда люди обретают веру в Бога и становятся ревностными православными христианами. Когда ты становишься свидетелем чуда встречи человека с Господом, обретения человеком Господа и Господом человека. Один из примеров – весть о том, что целое поселение в регионе Окусси (небольшой анклав в Восточном Тиморе) приняло решение перейти в Православие, несмотря на то, что на них «давили» римо-католики, предлагали гуманитарную помощь во время голода, вызванного тайфуном. Это обычные селяне, которые почти ничего не знали о Православии, но Господь так подействовал на их сердца, что они увидели: Истина важнее благополучия земного.
Печальные моменты связаны с отказом людей от православной веры. Когда какой-нибудь миссионер откалывается от Церкви и увлекает за собой людей. Особенно больно, когда вспоминаешь, что с этим человеком многое сделали вместе, некогда вместе молились, вместе делили скорби и радости миссии.
- Почему нужно заниматься православной миссией?
- Христианин должен быть в той или иной мере участником подвига святых Апостолов. Слова, с которыми Господь обратился к Апостолам («Идите, научите все народы, крестя их...», Мф. 28:19), обетования, которые даёт Господь, связаны с нашим посланничеством, с нашим деятельным следованием за Христом.
Кто-то больше миссионерствует примером своего деятельного самоотверженного служения людям; кто-то осуществляет систематическое, планомерное благовестие, обращается к людям, которые вне Церкви. Дары разные. Но так или иначе мы должны помнить о нашей задаче, которую поставил Господь – о задаче свидетельствовать о Нём и о Его любви. Это нужно не просто для нас или кого-то – это нужно потому, что Господь поставил нам такую задачу, и наше дело - её выполнять. Мы идём и делаем, и свидетельствуем – через нашу жизнь, наши дела, через наше непосредственное свидетельство (когда мы говорим людям о Боге) - мы становимся «Ему свидетелями» (Деян. 1:8).
Миссия – это необходимый «модус» существования Церкви. В ином случае Господь срежет «бесплодную смоковницу». Чтобы этого не случилось, мы должны приносить плод и искать возможность засвидетельствовать людям о Христе.
- На Ваш взгляд, что является главным препятствием для развития миссионерского служения Русской Православной Церкви на современном этапе?
- Процитирую послание апостола Павла: «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. (…) Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4:8-15).
Проблема заключается в том, что мы уже как бы «воцарились». Мы часто в таком благолепии, в осознании некой налаженности церковной жизни: есть монастыри, вековая традиция и т. д. Мы забываем, что наша задача – подражать Христу и не останавливаться на одном месте. Но мы обычно не хотим выходить из «зоны комфорта».
Если говорить более детально, то есть препятствие духовное и «идеологическое». Духовное – лень и пассивность под видом смирения. «Идеологическое» – приоритет на чём-то внешне-материальном, например, на строительстве и украшении храмов. Внешне-материальное расширение считается «ростом» Церкви. Строительство храмов это хорошо, но это должно быть второстепенным по отношению к проектам, связанным непосредственно с миссией. Работа с сердцами людей важнее, чем работа с камнями.
Зачастую обмирщение и бюрократия убивают миссионерскую инициативу. Необходимо это преодолеть, чтобы миссия стала действенной и приносила плоды.
- Напоследок, пожалуйста, выразите Ваше пожелание, Ваш пастырский совет нашим читателям?
- Дорогие братья и сёстры, реальная миссия возможна только тогда, когда мы с вами ведём духовную жизнь. Залогом её являются два важных принципа. Во-первых, в нашем служении Богу мы должны забыть о себе, отодвинуть на задний план вопросы о своём личном будущем, самореализации, о своих земных, имущественных, карьерных амбициях. Именно это делает нас бесплодными и немощными в отношении миссии.
Для аналогии вспомним многочисленные примеры людей, которые чем-то увлекались и забывали всё прочее, будь то наука, техника, искусство, даже бизнес. Занимаясь любимым делом, они часто забывают о еде, сне, обо всём. Христианин должен любить Христа такой любовью, которая заставит его забывать о себе, так что он будет всегда думать о Христе и о том, как Ему угодить. Нужно разжигать в себе такую деятельную любовь, своего рода «одержимость» (в хорошем смысле) желанием деятельного служения Христу. «Итак, будь ревностен и покайся» (Откр. 3:19).
Второй принцип – наша готовность, наше желание отдать жизнь за Христа. Мы должны желать этого хотя бы на уровне ума, поставить веру на первое место и быть готовыми пожертвовать всем. Святые Отцы говорят нам, что без такой решимости христианин останется бесплодным. Если же мы будем задумываться о таком подвиге и даже желать этого, то сможем принести плод как в деле миссии, так и в духовной жизни - в укреплении на пути следования за Христом.