Советское танкостроение хотя и начинало с копирования западных образцов, в частности "танка Кристи", конструкции американского изобретателя. Очень далеко продвинулось в своем развитии.
После легких быстроходных танков БТ-2, БТ-5 и БТ-7, настал черед танка нового типа.
13 октября 1937 г. Автобронетанковое управление Рабоче-Крестьянской Красной Армии (АБТУ РККА) выдало Конструкторскому бюро завода № 183 в Харькове требования для новой машины - колесно-гусеничного танка БТ-20.
Дело в том, что танки типа Кристи имели высокую скорость, что делало возможным их использование в бригадах дальнего действия, когда пехота и артиллерия пробивают брешь в обороне противника, в ход идут танки БТ и громят резервы противника в оперативной глубине.
Важной конструктивной особенностью "бетушек" был колесно-гусеничный ход, когда по ровным дорогам или по степи танк мог мчаться на колесах и уходить на сотни километров в прорыв.
Через год проект и макет танка были рассмотрены и утверждены комиссией АБТУ, но при этом КБ и завод были обязаны разработать и изготовить колесно-гусеничный танк с 45-мм пушкой и два гусеничных танка с 76-мм пушками.
В октябре 1938 г. были готовы чертежи и макеты двух вариантов танков: колесно-гусеничного А-20 и гусеничного А-20Г, но рассмотрены Главным Военным Советом РККА они были в декабре 1938 г. Комитет обороны проекты рассмотрел 27 февраля 1939 г. Утвердили сразу два проекта, завод должен был изготовить и испытать А-20 и А-32 (бывший А-20Г).
К маю 1939 г. оба макеты были готовы в металле. К 23 августа обе машины прошли заводские и полигонные испытания. В тот день танки были показаны руководству Красной Армии.
Выяснилось, что А-32 имел запас по увеличению массы и было высказано мнение о защите его более мощной 45-мм броней, соответственно усилив прочность отдельных деталей.
В это же время в опытном цехе завода № 183 велась сборка двух таких танков, которые получили заводское обозначение А-34. В октябре - ноябре испытывался А-32, который догрузили до 24 т металлическими болванками.
19 декабря 1939 г. А-32 приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-34.
У танка был дизельный двигатель В-2 мощностью 500 л. с., максимальная скорость была до 54 км в час. В реальности ниже, потому что передачу мог переключить только опытный танкист.
Вооружалась машина 76-мм пушкой Л-11, позднее более мощной Ф-34 такого же калибра, 77 выстрелов лежали в укладках и в чемоданах на полу боевого отделения. Могли использоваться тупоголовые бронебойные снаряды, осколочно-фугасные, картечь и шрапнельные.
Пушка Ф-34 бронебойным снарядом с 1 000 м гарантированно пробивала 50 и более мм брони до 60 - 70 мм.
Было также два 7,62-мм пулемета ДТ, один спаренный с пушкой, другой курсовой в лобовом листе корпуса.
Сначала было запланировано выпустить в 1940 г. 150, потом план подняли до 600 боевых машин.
В 1941 г. план уже был 1 800 танков Т-34 на № 183 заводе и 1 000 на Сталинградском тракторном заводе. Ни один из планов не был выполнен.
За первые полгода 1941 г. военная приемка завода № 183 приняла 816 Т-34, в Сталинграде всего 294. Всего к 1 июля было сдано 1 225 машин, причем 58 танков были на заводах и ожидали отправки в войска.
Первые танки Т-34 поступили в РККА поздней осенью 1940 г. Но плановая учеба началась только весной 1941 г., что негативно отразилось на его боевом применении.
Также сыграли свою роль многочисленные реорганизации танковых войск, которые шли два предвоенных года.
Сначала по опыту Освободительного похода в 1939 г. решили, что механизированные корпуса никакой выгоды не приносят. Их скорость движения не превышала скорость движения пехоты.
На деле пехота просто забила дороги и танки не могли ехать с паспортной скоростью, немцы решили вопрос по-другому, пехота могла двигаться по обочине, а по специальной "танковой дороге" должны были двигаться боевые группы танковых дивизии и сновать грузовики снабжения.
После обсуждения Главный военный совет Красной Армии 21 ноября 1941 г. постановил расформировать танковые корпуса.
Вместо мехкорпусов решили создать отдельные моторизованные дивизии, в каждой должно было быть по 275 танков. Они должны были быть использованы как эшелон развития успеха или самостоятельно, или в составе конно-механизированной группы (подвижной группы фронта).
В начале 1940 г. началось их формирование, к маю того же года их было четыре: 1, 15, 81 и 109-я.
В июне 1940 г. под влиянием успехов немецких танковых групп решили их воссоздать, но из внимания упустили то, что немецкое соединение по сути армия, а не мехкорпус, тем более не чисто танковый, а действующий в тесном взаимодействии с пехотой.
9 июня 1940 г. было решено создать 9 механизированных корпусов. Именно они к началу Великой Отечественной войны будут наиболее боеспособными.
На этом не остановились и в феврале - марте 1941 г. решили создать еще 20 мехкорпусов.
Причем пошли самым нерациональным путем, оптимально бы взяли пехотную и кавалерийскую дивизию и придали ей танковый батальон или полк, потом по мере поступления танков и грузовиков, имеющаяся пехота стала бы мотопехотой, так постепенно стрелковая или кавалерийская дивизия стала танковой или моторизованной и в каждую минуту была бы готова к бою.
Или же сформировали строго по штату не больше 9 мехкорпусов, слабенькие плавающие Т-37/38/40 по сути и не танки вовсе, а танкетки. Сомнительную боевую ценность имели Т-26 и БТ. Они подбивались еще в Испании без больших проблем.
Организация боевой учебы в мехкорпусах раннего формирования оставляла желать лучшего, для "сбережения моторесурса техники" экипажи учились до предела изношенных учебно-боевых машинах. А новая техника, которая отличалась от машин ранних выпусков была на хранении.
Экипажи для БТ-7 учили на БТ-2, а механиков-водителей для Т-34 сажали вообще на Т-26. Хотя "тридцатьчетверка" потомок танков конструкции Кристи, а не "Виккерсов".
К 1 декабря 1940 г. в танковых частях Красной Армии были всего 37 Т-34. К тому же из-за секретности руководство службы по танку не выдавали даже командирам подразделений.
В итоге танки ломали во время учебных занятий, так у трети Т-34 3-го мехкорпуса Прибалтийского Особого военного округа сожгли главные фрикционы. И округ просил у завода-изготовителя документацию по ремонту и помощь специалистами.
23 мая 1941 г. в 6-м мехкорпусе Западного Особого военного округа 5 танков заправили не дизелем, а бензином, машины вышли из строя и требовали серьезного ремонта.
К 1 июля 1941 г. в западных военных округах было 832 Т-34, но использовались только 38 танков. До начала войны удалось подготовить не больше 150 экипажей для Т-34.
На 30 июня 1941 г. выпустили 1 226 Т-34.
В приграничных военных округах как утверждается на 22 июня 1941 г. было 967 танков.
На 1 июня 1941 г. в пяти западных приграничных военных округах имелось 832 танка Т-34.
К началу войны в западных приграничных округах было 19 мехкорпусов, в которых было 10 394 танка всех типов, по другим данным даже 11 тыс.
На 1 июня 1941 г. эта цифра даже больше с учетом танков в стрелковых, кавалерийских и отдельных танковых частях, это число вырастает до 12 782 единиц. Танков Т-34 от этого числа было всего 7,5 %.
К 22 июня 1941 г. Германия и ее союзники против нас развернули 3 899 танков и штурмовых орудий, включая резервные 2-ю и 5-ю танковые дивизии, которые сразу в бой не пошли. 1 404 были средние Pz.III и Pz.IV.
967 Т-34 и 504 КВ должны были представлять собой грозную силу. Но в советских частях танки были недостаточно освоены, а стрельбу из танков не отработали. Общая обеспеченность мехкорпусов 76-мм танковыми выстрелами не превышала 12 %, а в отдельных частях была еще ниже.
Большинство мехкорпусов придали общевойсковым армиям для прикрытия границы. Согласно замыслу операций прикрытия пехота со своей артиллерией должна была держать основной удар, а мехкорпуса, которые были в глубине обороны в 30 - 40 км от границы (за некоторыми исключениями) должны были отсекать прорвавшиеся войска противника. Дивизии мехкорпусов были к тому же разбросаны друг от друга на расстояния 50 - 100 км и более. Потом их быстро собрать будет невозможно. Мехкорпуса, которые находились в подчинении командования округов конкретные задачи не получили, их планировали использовать в зависимости от обстановки.
Самым большим изъяном советских планов прикрытия мобилизации и развертывания было то, что полагали, что как и в первую мировую войну немцы начнут вторжение армиями вторжения, которые приграничные войска смогут сдержать 15 дней, а за это время пройдет мобилизация и развертывание основных сил.
Спасибо за прочтение.
Источник: Средние танки Т-34 и Т-34-85.
***
Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.
***